Найти тему
ВОЕНВЕД

Как обстояло дело с грамотностью в русской армии

Крестьянство на Руси и в Российской империи было, в основном, неграмотно. Некоторым крестьянам с грамотой везло, если их просвещенный помещик устраивал в деревнях школы для крестьянских детишек. Но такие случаи были крайне редки.

А основной путь в грамоту для крестьянина - это отдать своего сынка служкой к местному дьячку или священнику. Грамота та заключалась в умении читать по слогам и заполнять приказные, либо переписывать богословские книги. Некоторые ребята, как Михайло Ломоносов, умудрялись в лаптях проделать длинный путь, добраться до больших городов и поступить в учебу. Но таких было немного. Был еще один путь выучиться науке для бедного крестьянина. Это солдатчина.

Ведь солдата русского не только учили маршировать и колоть штыком. Его также обучали и грамоте. Зачем это делалось? Зачем был нужен грамотный солдат в русской армии? И когда сие знаменательное начинание вошло в общую практику?

Еще Петр Великий, Государь российский, видел в обучении наукам своих подданных основу существования сильного и могущественного государства. Человек ученый, грамотный, способен принести для государства своего пользы более, чем человек дремучий и к наукам неспособный. Самолично допрашивая своих пленных врагов, шведов, молодой Петр удивлялся грамотности и сноровке шведских солдат и матросов. И сделал из этого вывод - грамоте в русской армии быть!

Однако, Государь обязал учить грамоте и наукам лишь дворянских детей, что крестьян никоим образом не затрагивало. Немного учителей тогда имелось в Российской империи, на все сословия их явно не хватало. Предстояло хотя бы обучить грамоте будущих офицеров, дабы они своим примером сподвигли к учению подчиненных.

Солдат времен эпохи Петра Великого. Уже одет, но грамоте не обучен. Источник изображения: Pinterest
Солдат времен эпохи Петра Великого. Уже одет, но грамоте не обучен. Источник изображения: Pinterest

Но зачастую дворянские недоросли на поверку оказывались ленивыми и неграмотными. И уже в школах армии и флота шло форсированное их обучение хотя бы алфавиту и шрифту. Ежели завалится в полк Император, да спросит дворянских сынков глаголю и буки, а те не ответят - палкой будет поколочен не токмо виновник, но и полковой командир.

Рекрутов же, согласно инструкции Петра от 1708 года, обучали воинской науке, а именно "справной неспешной стрельбе", "добром прицеливании" и "справному швенькованию", сиречь поворотам и эволюциям. Можно было не торопиться в обучении - времени у солдата было много - вечность.

Инвалида же (старого солдата) указывалось "непрестанно тому обучать, как в бою поступать.., сначала на поле делать порознь и потом паки вкупе яко в самом деле".

В уставе 1716 г. большое внимание уделено обучению действию штыком с нанесением ударов во все стороны.

Прилежные же солдаты, способные к воинскому делу и науке, учились грамоте самостоятельно у своих ротных командиров и являлись отличными кандидатами на унтер-офицерские должности. Такой командир уже способен послать донесение с вестовым. Но всё это были единичные случаи.

Проживи Петр Первый еще пару десятков лет - быть может и все солдаты того времени были бы грамоте обучены. Но Государь слег и скончался, на престол заступила герцогиня курляндская Анна Иоановна и с учебой в армии было покончено. Армию наводнили курляндцы, австрийцы, пруссаки и браунгшвейцы, баварцы и голдштинцы, голландцы да англичане. Сами зачастую необразованные, они производились в офицеры по протекции и муштровали русских солдат лишь шагистикой, иной раз жалея и пороха для обучения в стрельбе.

Устав 1755 года требует от солдат эффекты в ружейных приемах, а именно "метание артикулов по знакам флигельмана с прихлопыванием по суме и пристукиванием крепко по ружью". О грамоте же и говорить не стоило.

При Екатерине II солдат требовалось обучать так: Новоприверстанный не д. быть бит, ниже стращен, все сие с ласковостью и с истолкованием ему пояснять. Правда, о грамоте речи тоже не шло. Да и инструкция эта исполнялась слабо.

Менялись Императрицы и Императоры, менялась постепенно и русская армия. Улучшалось оружие, становились более сложными механизмы ведения огня, менялась тактика боя, и тут уже нужны были специалисты, а не неграмотные рекруты. Постепенно рекрутский набор себя изживал, сроки службы в армии сокращались.

Но лишь во второй половине XIX века ситуация с грамотностью в армии стала кардинально меняться. Крымская война показала, что Россия отстала от передовых европейских армий того времени не только в вооружении и оснащении, но и в общей подготовке. А крестьяне, поступающие в службу - по прежнему, в большинстве своем, были неграмотны. Поэтому основной упор в реформенных преобразованиях 1860-1870 годов был сделан на общее обучение грамоте нижних чинов русской императорской армии.

Для решения этой задачи в военном ведомстве стали выделять специальные денежные средства. Денежный расход на закупку букварей и обучающих пособий был установлен в зависимости от рода войск, в который попадал новобранец. В пехоте, кавалерии и артиллерии на обучении грамоте выделялось 20 копеек в год на каждого нижнего чина и 50 копеек в год на повышение уровня грамотности унтер-офицерского состава. Для местных и воинских команд выделялось по 5 копеек в год на обучение грамотности каждого нижнего чина.

Было введено наставничество. "Дядьки", то есть старые солдаты, брали шефство в учебе над молодыми солдатами первого года службы. Для "дядек" выпускалась специальная памятка:

Пришли твои новобранцы в казарму первое дело опроси, как их зовут и назови себя. Покажи им ротный образ, назови святого и заставь их перекреститься и помолиться Богу, чтобы служба прошла тихо, без горя и чтобы выучка далась легко <.. .>
Из каждого новобранца-мужика надо сделать отличного солдата, то есть честного и храброго воина, вполне послушного своим начальникам и готового везде, во всякое время, исполнять всякие приказания начальника…

Помимо "дядек" роль учителей брали на себя унтер-офицеры и младшие офицеры.

В январе 1874 г., в Российской империи был принят закон о всеобщей воинской повинности. Состав новобранцев изменился, среди них вырос процент городских жителей, что повлияло на общее улучшение грамотности в армии. Сократился и срок обучения молодого солдата. Он стал интенсивнее и составлял теперь не год, а полгода.

В 1862 году принимается устав "Устав рекрутской школы", а в конце XIX в документах появляется должность "учитель молодых солдат". Система обучения становится вертикальной: "Учитель" (из старослужащих) - Унтер-офицер - Офицер - Командир части. Обучались молодые солдаты группами, а офицерам, которые обучали новобранцев, вместо денежного поощрения, вменяли проявление сознательности:

"Офицер назначенный обучать новобранцев, должен гордиться этим, ибо это знак полного доверия к его знанию службы, способностям и к умению справиться с тем сырым материалом, которого отдают ему в руки. <.. .>
Добросовестное выполнение этой задачи подготовка молодца солдата русской армии и верного слугу Царю и Отечеству, что будет лучшей наградой тому, кто его обучал..."

В инструкциях того времени говорилось:

"обучение молодых солдат грамоте обязательно, но на него следует смотреть как на средство к развитию молодых солдат, необходимое ему для сознательного отношения к будущим их обязанностям и как на подготовку наиболее достойных к поступлению в учебную команду".

Учебные команды создавались при каждой воинской части и служили для обучения кандидатов на унтер-офицерские должности. Если обучение молодых солдат проходило полгода, то в учебных командах для обучения младших командиров было назначено десять с половиной месяцев.

Программа учебной команды включала в себя такие дисциплины:

1. Закон Божий (преподаватель - полковой священник);

2. Чтение, письмо и арифметика (120ч. занятий, преподаватель - офицер);

3. Изучение уставов (160 ч. занятий, преподаватель - офицер);

4. Служба и довольствие войск (преподаватель - интендантский офицер);

5. Чтение топографических карт (12ч. занятий, преподаватель - офицер);

6. Сведения о сбережении здоровья (12ч. занятий, преподаватель - полковой врач);

7. Строевое и полевое образование (преподаватель - офицер).

После каждого курса - экзамен. Кто из солдат не набирал трех баллов - из учебной команды отчислялся. Преподаватели отмечали, что молодые солдаты учатся на сержантов охотнее, чем старослужащие.

Для унтер-офицеров также существовала программа занятий для повышения образования.

Таким образом можно отметить, что лишь к XX веку систематическое обучение грамоте и иным дисциплинам у солдат было поставлено на высокий уровень. В 1914 году началась Первая мировая война и это поставило крест на всестороннем солдатском образовании. Прилежно и вдумчиво обучать солдат грамоте стало просто некогда.