Найти тему
Технологии и космос

Вещий Олег не прибивал щит к воротам Царьграда. А что же тогда?

Оглавление

Доброго времени суток, дорогой читатель, в этой статье я расскажу что по версии исследователей могло лечь в основу легенды о "щите на вратах Цареграда".

Если у тебя нет времени, или просто лень читать статью, можешь посмотреть мой ролик на эту тему, заранее спасибо за просмотр.

Если тебе понравилось видео, обязательно подпишись на мой ютуб канал - там еще много интересного про историю славян и Древней Руси, и оставь свой комментарий под видео - все читаю и это очень меня мотивирует.

Те, кто не спал на школьных уроках литературы, наверняка помнят эти строки:

«Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда»

Для тех, кто прогуливал или забыл, напомню – это небольшой отрывок из «Песни о вещем Олеге», исторической баллады, написанной А.С. Пушкиным. Большинство из нас, услышав этот отрывок, понимают его прямо – то есть, Олег буквально прибил свой щит к воротам Константинополя аки картину или оленьи рога. Но на самом деле нет однозначных оснований полагать, что все происходило именно так.

Рисунок: прибивание щита к воротам крепости.
Рисунок: прибивание щита к воротам крепости.

В европейской истории действительно существовали примеры того, как воины присовокупляли элементы своего снаряжения к воротам города, однако по большей части речь в таком случае идет о вонзании в них копья, и лишь один раз упоминается щит, и то – прибит он был к воротам своей крепости, а не вражеской. Причем в этом случае щит был вывешен ютландскими королями Готфридом и Зигфридом в знак перемирия с франками с целью заманить последних во внутрь и взять в плен, к слову идея оказалась удачной.

В Древней же Руси существовали выражения «взять на щит» и «дать на щит», значения которых были отнюдь не противоположны, как может показаться на первый взгляд. «Взять на щит» употреблялось в отношении полководцев-победителей, а « дать на щит» по отношению к подчиненным им воинам, и означало это соответственно разграбить или отдать на разграбление вражеские владения. При этом совершенно не обязательно было брать город или крепость штурмом. Совершенно ясно, что при такой трактовке не может идти и речи о буквальном прибивании щита к воротам, а имеется ввиду просто победа над греками, кстати, Константинополь Олег так и не взял, однако одержав победу смог заключить мир на крайне выгодных для себя условиях.

Рисунок: переговор с византийцами.
Рисунок: переговор с византийцами.

Существуют и другие теории касательно манипуляций со щитом при походе на Царьград. Две из них связаны с норманским происхождением Олега. Кстати, само имя Олег - это несколько измененное скандинавское Helgi, что примерно означает «посвященный» и вполне согласуется с его русским прозвищем.

Согласно первой из теорий, у норманов дарение шита считалось символом покровительства, и Олег оставил его на воротах в знак превосходства над склонившимся перед ним Константинополем, однако многие исследователи подвергают сомнению эту теорию, поскольку мало вероятно, что русский князь в походе, заключая договор, действовал согласно скандинавским, а не славянским обычаям.

Вторая версия тоже связана со скандинавским обычаем, а именно поднятием «щита мира». Имеется ввиду, что полководец, по тем или иным причинам желавший заключить перемирие, поднимал над головой белый щит, тем самым показывая своим и вражеским воинам свое намерение. Именно это и сделал Олег, чтобы остановить грабивших окрестности города бойцов, что впоследствии было несколько изменено народной фантазией. Однако данная версия также неубедительна. Во-первых – подобный жест использовался только в междоусобных войнах, причем непосредственно на поле боя. Во-вторых - только той стороной, которая желала остановить кровопролитие, а поскольку мира запросила Византия, поднимать щит Олегу было без надобности. В-третьих, грабивших прилегающие к городу территории воинов остановить поднятием щита было попросту невозможно, поскольку они его элементарно не могли увидеть. И главное, непонятно как поднятие сугубо символического щита могло трансформироваться в прибивание личного щита к воротам.

Еще одно изображение щита над воротами.
Еще одно изображение щита над воротами.

Таким образом, не в славянских, ни скандинавских обычаях нельзя найти подтверждений этого легендарного события.

Еще одним объяснением происхождения этой легенды является языковая ловушка. Дело в том, что уже в те времена слово «щит» могло носить в себе несколько значений. Это подтверждается тем, что во всех восточнославянских языках слово щит, как и его аналоги в западно- и южнославянских и даже в других индоевропейских языках, употребляется не только в значении «защитный боевой доспех», «приспособление, устройство для ограждения чего-либо», но и как «доска, металлический лист, или вообще округлая или прямоугольная плоскость с надписью или изображением». Например, в немецком языке слово "Schild" обозначает как элемент воинского снаряжения, так и вывеску или билборд, то же самое справедливо и для английского. Как уже было сказано, Царьград так и не был взят Олегом, однако последнему удалось заключить с Византией мир на очень выгодных для Руси условиях. Исходя из этого, делается логичное предположение, что тот самый «щит на вратах» это просто записанный мирный договор со всеми его условиями, вывешенный на самом видном месте – при входе в город.

В любом случае все эти лишь гипотезы, хоть и не лишенные основания, а подлинной правды о том, что же именно было повешено на ворота Константинополя, и было ли повешено что-либо вообще, мы, скорее всего, никогда не узнаем.

Если тебе понравилась статья, обязательно подпишись на мой ютуб канал - там еще много интересного про историю славян и Древней Руси, и оставь свой комментарий под видео - все читаю и это очень меня мотивирует.