Найти тему
Катехизис и Катарсис

Взрыв в Оппау. 561 погибший из-за технической ошибки

Сегодня будет история о том, как народ взрывал селитру, думая, что она не взорвется, и причем тут «Гиперболоид инженера Гарина».

Итак, 1921 год, Германия, городок Оппау. Три года назад закончилась Первая мировая. Завод анилиновых красителей и удобрений компании BASF (Badische Anilin- und Soda-Fabrik) переключился с выпуска взрывчатки и отравляющих веществ на более мирную продукцию — собственно, анилиновые красители и удобрения. В частности, завод производил смесь из 50 частей аммиачной селитры и 50 частей сульфата аммония, которой и предстояло стать главным действующим лицом данной истории.

Поскольку удобрения фермеры предпочитают покупать непосредственно перед внесением в почву, т. е. осенью и весной — завод несколько месяцев работал на склад, чтобы затем за несколько недель все продать. Для хранения смеси было выстроено несколько ангаров — в частности, ангар №110, здание размером 61х31 м с деревянной сводчатой крышей и бетонными стенками. К осени в нем скопилось около 4500 тонн удобрения.

Но была одна проблема. Поскольку в ангар №110 смесь попадала напрямую с производства и не была хорошо просушена — она слипалась и слеживалась в конгломерат. Перед продажей или транспортировкой в другое хранилище ее необходимо было раздробить. Как это сделать?

Если вы человек разумный и осторожный — вы наверняка предложите использовать кирки, отбойные молотки, экскаваторы и все в таком роде. Но компания считала, что это слишком долго (а покупатели ждать не будут), поэтому предложила использовать... взрывчатку! Да, вы не ослышались, эти ребята на полном серьезе собрались взрывать взрывчатку в куче взрывчатки, надеясь, что та не взорвётся. В целом, несмотря на бредовость и самоубийственность этой идеи, на тот момент это считалось относительно безопасным — опыты показывали, что удобрения с содержанием аммиачной селитры менее 60% детонации не подвержены (а в Оппау, напомню, концентрация была 50%), да и практика рыхления удобрений взрывами в то время была вполне обычной. Версии произошедшего дальше разнятся.

По официальной версии — для дробления использовались заряды то ли из перастралита (смесь на основе аммонала, сделанная из оставшейся после ПМВ взрывчатки), то ли вовсе из динамита, и порядка 20 000 взрывов произвели без проблем. Но однажды заряд заложили в то место, где локальная концентрация селитры заметно превышала «безопасные» 60%, после чего что-то пошло не так. По неофициальной (и более интересной) — для взрывов инженеры советовали использовать картонные трубки с черным порохом, но подрядчик решил сэкономить время и деньги, поэтому вместо пороха взял намного более мощный рекарок — взрывчатку на основе бертолетовой соли. Результат был вполне ожидаемым (для нас, но не для подрядчика).

Как бы то ни было, утром 21 сентября рабочие пробурили шпуры, заложили в них заряды, и в 7:32 (прямо во время пересменки на заводе) произошло то, что рано или поздно должно было произойти — склад взорвался. Не, не так — склад РВАНУЛ НАХРЕН! Из 4500 тонн удобрений, по оценкам, взорвалось лишь порядка 10%, остальное разбросало по округе (так что, в сущности, дробление было произведено успешно). Однако и 450 тонн вполне хватило, чтобы оставить на месте склада №110 воронку размерами 90 на 125 (по другим данным 165) метров и глубиной в 20 метров, разрушить 80% строений в Оппау, сбросить с рельсов грузовые поезда, а пассажирский закинуть на крышу казарм. Также частично были разрушены деревни Франкенталь и Эдигхайм, а стёкла выбиты в радиусе 70 км. Взрыв слышали даже в Мюнхене, а это 300 км от Оппау.

Во время взрыва и последовавшего за ним пожара погиб 561 человек, около 2000 получили ранения, что сделало его крупнейшим по числу погибших взрывом и крупнейшей катастрофой химической промышленности Германии.

Городок восстановили примерно за 3 года, в основном на средства BASF и страховых компаний. Ответственности за взрыв никто не понес. Спустя 20 лет на заводе вновь начали производство селитры…

А причем здесь «Гиперболоид инженера Гарина»? Те, кто читал эту книгу, наверняка помнят описание взрыва завода «анилиновой компании», устроенного Гариным. Так вот — на эту идею Алексея Толстого натолкнул именно взрыв в Оппау.

Как-то так.

Автор - Михаил Кузнецов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц