Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Дроби: Подсказки для понимания + Тренажер. Часть 2. Единица и сложение с переходом на целое

Оглавление

В первой части "тренажера" по дробям вы познакомили ребенка с понятием дроби и очень простым сложением и вычитанием в пределах одной целой.

Теперь будем учиться складывать и вычитать дроби с переходом на целую часть.

Для начала разберемся с таким явлением, как

Единица: что это такое с точки зрения дроби

Снова возьмем линейку и решим на ней пример (от нуля!):

4/10 + 6/10 = 10/10

Рассмотрите на линейке: удивительным образом 10 кусочков (миллиметров) складываются ОДНОВРЕМЕННО

  • в дробь 10/10

И

  • одну целую единицу!

В этом месте нам нужно запомнить важное правило.

Если у дроби И в числителе И в знаменателе написано одинаковое число - это ВСЕГДА БУДЕТ ЕДИНИЦА (одна целая):

25/25 = 1 101/101 = 1 миллион/миллионных = 1

Сколько ни напиши: если сверху и снизу одинаково - то это равно единице.

Тоже не сложно, верно?

Тогда переходим к сложению.

Сложение дробей с переходом на целое

Снова смотрим на линейку и складываем именно маленькие кусочки (миллиметры) прямо по линейке:

6/10 + 8/10 = 14/10 (четырнадцать маленьких кусочков)

Теперь еще раз внимательно рассмотрим линейку.

-2

Мы "перепрыгнули" через единицу! Плюс получили четыре дополнительных кусочка!

Кстати, если дробь "перепрыгивает через единицу - числитель больше, чем знаменатель - такая дробь называется неправильной

Как же так получилось?

В нашей "единице" помещается всего 10 маленьких кусочков-миллиметров.

Когда мы насчитали 14 кусочков (то есть 14/10), оказалось, что из них 10 кусочков - это 10/10, то есть единица, 1, как мы договорились раньше.

Так и запишем: 1

А оставшиеся 4 кусочка до двойки не дотянули, придется сделать их дробью, 4/10.

Почему 4/10? Потому что в отрезке от 1 до 2 тоже 10 кусочков - миллиметров, как и на отрезке от 0 до 1.

Итак, теперь мы можем смело записать, что

-3

Обратим внимание: если в числителе один раз "целиком помещается" знаменатель - это уже готовая одна целая единица.

А может такое быть, что знаменатель "помещается" в числителе не один, а два, три, десять раз.

Посмотрим на линейке, как это устроено: посчитаем 18/10 + 20/10 = 38/10

-4

В числителе 38 помещается три знаменателя 10. Тогда мы можем смело записать:

-5

Кстати, чтобы посмотреть, сколько раз знаменатель помещается в числителе, можно не только по линейке.

Если числитель больше знаменателя - чтобы найти количество "целых единиц" можно поделить числитель на знаменатель (это может быть деление с остатком).

Тогда результат деления станет количеством целых, а остаток останется дробью. Напр. 38/10:

38 : 10 = 3 (ост. 8) - три целых и восемь десятых

Остатка может и не быть. Вдруг дробь оказалась 40/10? Тогда у нее будет только целая часть - ровно четыре.

Теперь потренируемся

Запишите ответ сначала неправильной дробью, а потом дробью с целой и дробной частями, как мы делали это выше.

-6

Придумайте и свои примеры. Пусть в них будет несколько вариантов, когда в ответе получается целая и дробная часть, а также несколько примеров, где в ответе получится только целая часть.

Напишите в комментариях, если хотите, чтобы я придумала побольше примеров :-) Сделаю тренажер.

_____________

На сегодня всё. В следующей статье научимся складывать дроби, в которых есть целая и дробная части.