Найти в Дзене
Мир кораблей

«Вундерваффе» немецких подводников. Самонаводящиеся торпеды «Фальке» и «Цаункёниг»

Оглавление

До середины 1943 года подводные лодки Кригсмарине действовали против союзных конвоев с очень высокой эффективностью. Полная неготовность противолодочной обороны американского флота, продемонстрированная в ходе операций Paukenschlag и Neuland, позволила нанести серьёзные потери транспортам союзников не только в Атлантике, но и у берегов США. Но с середины 1943 года ситуация начала резко меняться не в пользу Германии.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Важную роль здесь сыграла промышленность Соединённых Штатов. На американских верфях в массовом порядке стали закладывать патрульные фрегаты типа «Такома» и эскадренные миноносцы типа «Бенсон» и «Флетчер». В Британии, в свою очередь, спустили на воду фрегаты типа «Риверс» и корветы типа «Флауэрс», которые стали основой для охранения трансатлантических конвоев. Также заметно возросли возможности надводных сил по борьбе с субмаринами.

Патрульный фрегат USS Tacoma (PF 3)
Патрульный фрегат USS Tacoma (PF 3)

С конца 1942 года все эскортные #корабли начали оснащаться более совершенным и эффективным противолодочным вооружением. В него входили бомбомёты типа «Хеджехог», а также гидроакустические станции ASDIC, радарные установки AS-G и высокочастотные радиопеленгаторы DAR. Всё это привело к тому, что немецким подлодкам стало намного сложнее подходить к конвоям на дистанцию уверенного поражения. Они были вынуждены атаковать с предельных расстояний, что резко снижало эффективность стандартных для немецкого флота торпед G7a и G7e.

Системы маневрирования FAT и LUT

Парогазовая торпеда G7a
Парогазовая торпеда G7a

Чтобы повысить эффективность торпед G7a, к концу 1942 года немецкие инженеры разработали для них систему маневрирования FAT. Принцип её работы заключался в следующем. Торпеда выстреливалась из аппарата и проходила от 0.5 до 12.5 км в зависимости от заданных параметров. Далее она начинала двигаться зигзагами с возможностью поворота на угол до 135°. Каждый участок зигзага составлял от 800 до 1600 м, скорость движения — до 7 узлов. Торпеды, оснащённые системой FAT, выпускались с носового курсового угла конвоя и двигались перпендикулярно курсу его движения, что обеспечивало очень высокую точность попадания в цель. В мае 1943 года такая же система под названием FAT II с участком зигзага в 800 м была разработана и для электрических торпед G7e.

Уже в апреле 1944 года была разработана ещё более совершенная версия под названием LUT. Она позволяла заранее задать торпеде двукратную установку поворотов при прохождении прямых участков траектории. Длина участка зигзага могла составлять от 1 м до 1600 м. При этом скорость прохождения участков была обратно пропорциональна их длине. Для участка в 500 м скорость составляла 10 узлов, а для 1500 м — 5 узлов.

Разработка торпед с акустической системой наведения. G7es (TIV) Falke

При стрельбе обычными торпедами субмарина обязательно должна была подниматься на перископную глубину, чтобы прицелиться. Это резко повышало вероятность обнаружения подводной лодки, а также повышало её уязвимость от противолодочных средств противника. Использование акустической системы наведения торпед позволило бы производить залп с любой глубины в приблизительном направлении контакта с противником. Торпеда теоретически сама должна была захватывать цель и наводиться на неё. Это перспективное направление было высоко оценено, и работы по нему начали идти ещё в 1933 году. В итоге параллельно с разработкой систем маневрирования разрабатывалась и принципиально новая система акустического самонаведения торпед на цель.

В марте 1943 года Кригсмарине приняли на вооружение первую в мире торпеду с таким наведением под названием G7es (TIV) Falke. Фактически это была стандартная электрическая торпеда G7e (TIII) калибра 533 мм, оборудованная системой акустического наведения и боевой частью с 200 кг ВВ. Первые 400 м своей траектории она двигалась по прямой, после чего включалась #система наведения. С её помощью торпеда наводилась на самый громкий источник акустических шумов.

Схема наведения немецких акустических торпед после запуска
Схема наведения немецких акустических торпед после запуска

Боевое применение G7es/TIV «Фальке» показало, что её реальная эффективность оставляла желать лучшего. Главными недостатками являлись низкая скорость в 20 узлов и излишняя чувствительность датчиков системы наведения. Из-за этого торпеда в 80% случаев взрывалась не от попадания в корабль, а в кильватерной струе.

Торпеды «Цаункёниг»

Конструкция торпеды TV (G7es)
Конструкция торпеды TV (G7es)

Уже в апреле 1943 года начались работы над улучшенной версией «Фальке». Её приняли на вооружение под названием G7es (TV) Zaunkönig (Цаункёниг) в июле того же года. Разработчики учли основные проблемы «Фальке» и устранили их в новой версии.

«Цаункёниг» получила усовершенствованную головку самонаведения, которая включала в себя не один, а два высокочувствительных гидрофона. Это позволило увеличить дальность захвата цели до 500 м и расширить сектор до 30°. Также удалось повысить скорость до 25 узлов. Недостатком оказалась дальность поражения. Она составляла всего 5700 м против 7500 м у «Фальке». Поэтому в декабре 1943 года на вооружение поступила доработанная версия G7es (TVd). Эта #торпеда имела дальность хода 8000 м и скорость 22 узла. Новая система наведения позволяла атаковать цель не только с кормового курсового угла, но и с носового. При этом скорость цели должна была составлять от 12 до 18 узлов. Этот показатель не превышал крейсерскую скорость хода кораблей в конвоях союзников, которая составляла 12-15 узлов.

В ноябре 1944 года на вооружение приняли улучшенную версию «Цаункёнига» G7es (TXI). Эта торпеда отличалась более совершенной системой наведения, имеющей повышенную устойчивость к помехам. Тем не менее, кардинального влияния на ход боёв она не оказала. К этому времени флот союзников уже безраздельно господствовал в море.

Боевое применение

Первыми торпеды нового образца получили субмарины 1-й флотилии подводных лодок «Веддинген», базировавшейся в Киле. 20 сентября 1943 года подводная лодка U-305 торпедой «Цаункёниг» во время атаки на конвой ON-202 в Бискайском заливе потопила канадский эскадренный миноносец «Сент Круа». Остальные субмарины из группы «Лойтен» пустили на дно семь транспортов и кораблей охранения, а еще три — повредили.

Подводные лодки типа VIIC
Подводные лодки типа VIIC

Командование признало высокую эффективность торпед и приказало в обязательном порядке включить их в штатный боекомплект подлодок наравне с торпедами G7a FAT. Но вскоре выяснились и реальные недостатки нового «вундерваффе». Сверхчувствительные гидрофоны даже на расстоянии 400 м вполне могли засечь шумы стрелявшей подлодки и нацелить торпеду на неё. По одной из версий, именно это привело к потерям двух лодок — U-972 и U-377. Правда, окончательно подтвердить их гибель вследствие перенацеливания своих же торпед до сих пор не удалось. Тем не менее, после этих случаев командование Кригсмарине выпустило директиву, согласно которой после пуска «Цаункёнига» #субмарина должна была в режиме максимальной тишины немедленно уйти на глубину минимум 60 м. Но несмотря на всё это, у немецких подводников торпеды зарекомендовали себя очень высоко и получили прозвище Zersterercknacker («Разрушитель эсминцев»).

Единственным спасением в случае своевременного обнаружения торпеды являлся резкий набор скорости выше 18 узлов. Эсминцы и большинство фрегатов и корветов легко могли развить подобную скорость. Поэтому подводники предпочитали атаковать не корабли охранения, а более тихоходные транспорты.

Подводная лодка U-250
Подводная лодка U-250

В июле 1944 года советский морской охотник потопил немецкую субмарину U-250. Лодка затонула на небольшой глубине, и её удалось поднять. На борту были обнаружены три торпеды G7es. Их отправили в одно из КБ, и после детального изучения две торпеды передали союзникам. После этого в британском флоте сумели создать простое, но очень эффективное средство борьбы с акустическими торпедами, получившее название «Фостер». Устройство представляло собой несколько соединённых полых металлических труб с расположенными на их поверхности отверстиями. При походе в ордере «Фостер» выбрасывался в воду и буксировался на расстоянии 150-200 м от корабля. Под воздействием набегающего потока воды в отверстиях возникал шум, к тому же трубы сами бились друг о друга. Всё это создавало сильный акустический фон и перебивало шум от работающих винтов. В результате торпеда поражала ловушку, а не корабль. После этого эффективность использования акустических торпед упала до нуля. Более немецким подводникам не удалось потопить ими ни одной цели.

Оценка проекта

Торпеда «Цаункёниг» получилась капризной, дорогой и сложной в производстве. На изготовление одной торпеды приходилось тратить более 300 метров проводки из дефицитной меди, не считая установки многочисленных контактов, реле и ламп. На первых порах эффективность нового оружия была очень высокой. Но очень скоро союзники научились с ним бороться, что негативно сказалось на результативности. В общей сложности эффективность использования самонаводящихся торпед составила всего 9%. Из 640 выпущенных цель поразили только 58. В то же время появившаяся немного позже у США авиационная торпеда Mark 24 FIDO имела результативность в 22% благодаря более совершенной системе наведения. Поэтому считается, что именно она, а не «Цаункёниг» стала основой для всех послевоенных торпед с системой акустического самонаведения.

-9

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK