Вот уже почти четыре года, в третьем по численности населения городе России, Новосибирске, продолжается строительство станции метро "Спортивная".
Для начала следует сказать, что новая станция метро строится на действующем с начала 1986 года перегоне метро "Речной вокзал" - "Студенческая". И этот факт сильно осложнял строительство станции. Изначально, данная станция должна была войти в состав первой очереди Новосибирского метрополитена, но так и не вошла в неё, по экономическим соображениям и потому, что она была бы в те времена просто невостребованной. Однако небольшие заделы под неё всё-таки построены были.
Станция планировалась надземной, с боковым расположением платформ, на эстакаде построенного в 1985 году метромоста, с одним наземным вестибюлем. Однако полностью построить успели только здание тягово-понизительной подстанции, расположенное в стороне от эстакады метромоста. Была возведена и небольшая кирпичная кладка конструктива вестибюля, расположенная в подэстакадном пространстве.
На этом этапе, любые строительные работы по данному объекту прекратились на целые десятилетия.
Только с началом возведения нового Ледового дворца спорта (далее по тексту "ЛДС"), на левом берегу Оби, и парка "Арена", было принято решение о строительстве новой станции метро. Она строилась с нуля. Старая кирпичная кладка была демонтирована. Однако здание подстанции было полностью сохранено.
По проекту, станция планировалась с боковыми платформами, т.н. "берегового типа", по аналогии со станцией "Речной вокзал". Однако было решено использовать технологию т.н. "закрытого типа", наподобие станций, получивших довольно широкое распространение в Петербургском метрополитене.
Новая станция "Спортивная" Новосибирского метро, прежде всего, отличается от всех подобных станций Петербургского метрополитена тем, что она наземная. В отличие от старых станций глубокого заложения "закрытого типа" Петербургского метрополитена, на новой станции "Спортивная" стены с автоматическими дверьми не являются капитальными. Эти конструкции похожи на используемые стеклянные стенки с автоматическими дверьми на двух станциях мелкого заложения Петербургского метро "Зенит" и "Беговая", но не аналогичны им. На новой станции Новосибирского метро эти стенки глухие, а двери - пластиковые.
Администрация г. Новосибирска не раз представляла общественности макеты новой станции и её различные рендеры.
В результате, построенная "коробка" станции получила совсем другой, более упрощённый вид. Здание станции было отделано металлическими фасадными панелями серого цвета.
Входные павильоны (на новой станции их два), расположены по обе стороны от основного строительного объема станции (на фото выше виден один из двух входных павильонов, расположенный в центральной части здания станции). Вестибюлей, соответственно, тоже два. На новой станции установлено 12 эскалаторных лент, что является, своего рода, рекордом для Новосибирского метро.
Отделка внутренних помещений вестибюлей выполнена из мрамора и гранита светлых оттенков. На некоторых стенах можно увидеть изображения спортсменов отдельных видов спорта, что является оригинальным решением в оформлении станции.
Однако отделка помещений платформенного участка смотрится намного проще, чем оформление вестибюлей. Отделочные материалы, использованные в отделке стен и потолков пассажирской зоны платформ, выглядят более дешёвыми. Здесь использованы металлические стеновые панели (изначальные рендеры сообщали о совсем другом оформлении).
Автоматические двери выполнены в виде двух створок, с отделкой из пластика, похожей на матовое стекло. Всё это очень сильно напоминает открытую в Ленинграде, в 1961 году, станцию метро "Парк Победы". Первая в мире станция метро "закрытого типа, без боковых перронных залов" была именно с подобными дверными створками из матового стекла. Будем наивно полагать, что это "привет от проектировщиков-новосибирцев Петербургскому метрополитену".
В целом, впечатления от станции "Спортивная" двоякие. Читая отзывы самих жителей города, можно сделать вывод, что они, мягко говоря, не очень понимают, почему у руководства города такие приоритеты. Они считают, что нужно было, прежде всего, строить не ЛДС и станцию "Спортивная", а решать более насущные проблемы города. Например, люди предлагают продлить существующую вторую линию метро за станцию "Золотая Нива". Вдоль Гусинобродского шоссе. Там огромный жилой район. Также, были предложения по продлению первой линии метро вглубь жилого массива, за станцией "Пл. Маркса", до площади Станиславского и далее.
Однако решение строительства и нового ЛДС, и станции метро рядом с ним, было продиктовано грядущим Чемпионатом мира по хоккею.
Возвращаясь к новой станции метро скажу, что мне непонятны два конструкторских решения. Первое. В торцах основного здания станции, по обе стороны от путей метро, расположены какие-то парные пристройки, имеющие по паре бетонных опор. Итого этих пристроек четыре. По две с каждого торца. Смотрится это, мягко говоря, странно. Назначение этих пристроек тоже пока неясно.
Второе, на мой взгляд, очень странное конструкторское решение - это оставленные за пределами стенки с автоматическими дверьми небольшие края каждой из двух платформ.
Если, в качестве примера, взять станции закрытого типа Петербургского метрополитена, то ни о каких оставленных частях (краях) платформ за пределами пассажирских зон там не может идти и речи. Ни на старых станциях с автоматическими дверьми, ни на новых. Составы метро останавливаются вплотную к стенке с автоматическими дверьми, что исключает попадание в другие объемы и пространства (тоннели на старых станциях и пути на новых).
В случае с подобным решением на "Спортивной" - небольшое пространство (край платформы) всё-таки остаётся. То есть, когда открываются двери на станции, ты не сразу попадёшь в вагон, сделав шаг, а попадёшь на небольшой край платформы, и только с этого края попадаешь в вагон.
Подобное решение считаю небезопасным для пассажиров. Кто будет отслеживать посадку? Машинист? Тогда нужно устанавливать полное освещение всей путевой зоны в этом объеме станции. На данный момент там темно. Непонятно и то, по какой причине была "съедена" полезная площадь пассажирской платформы. Вопрос остаётся открытым. Новосибирские проектировщики данного объекта явно не проконсультировались на этот счёт со своими питерскими коллегами-проектировщиками и эксплуатационщиками.
Единственное моё объяснение (опять же - это всего лишь моя догадка или моё предположение) оставленному краю платформы - это особенность самой системы с автоматическими дверьми, установленной на этой станции. Скорее всего, были использованные механизмы рассчитанные на двери не навесного типа, как на всех станциях Петербургского метрополитена, имеющих подобную систему с автоматическими дверьми, а "опорного типа", т.е., иными словами, этим створкам нужна постоянная опора. Другого объяснения я не вижу. В противном случае - это конструкторский просчёт.
Ниши автоматических дверей получились слишком глубокими. Их объемы приблизились к объемам этих ниш на старых станциях Петербургского метро.
Убивает и реализация пешеходных переходов у насыпи Октябрьского (автомобильного) моста. Этот переход был специально возведён для целей обеспечения доступа людей к новой станции метро. Изначально, переход планировался надземным, через всю проезжую часть насыпи Октябрьского моста, сверху. Однако позже от этой идеи отказались. Были построены аж три перехода. Два из них - надземные. Оба расположены по обе стороны от насыпи Октябрьского моста. И один из трёх - подземный (под насыпью моста). Спрашивается, почему бы сразу не построить единый переход к станции метро, как и планировали, не усложняя доступ к станции методом возведения трёх переходов, вместо одного? Вопросы вызывает и расположение лестничных спусков. Почему-то самый нижний лестничный спуск на переходе, расположенном непосредственно у станции метро, направлен не к станции, а против неё. Этот надземный переход расположен на некотором удалении от здания станции. Почему бы не построить его в непосредственной близости к ней? Странная реализация.
Резюме. Построили и слава богу! Ждём открытия (как сказали в "Новосибирских новостях" - июнь 2023 года).
Мое фото только одно (указано), остальные фото не мои, взяты из сети. Авторы большинства фото были не указаны или не отмечены.
Автор Александр Богданов