Найти тему
БОГАДАН

Станция метро "Спортивная"

Готовая пассажирская зона платформенной части станции метро "Спортивная". Г. Новосибирск. "Новосибирские новости". Январь 2023
Готовая пассажирская зона платформенной части станции метро "Спортивная". Г. Новосибирск. "Новосибирские новости". Январь 2023

Вот уже почти четыре года, в третьем по численности населения городе России, Новосибирске, продолжается строительство станции метро "Спортивная".

Наиболее близкий к реализованному проекту рендер станции метро "Спортивная"
Наиболее близкий к реализованному проекту рендер станции метро "Спортивная"

Для начала следует сказать, что новая станция метро строится на действующем с начала 1986 года перегоне метро "Речной вокзал" - "Студенческая". И этот факт сильно осложнял строительство станции. Изначально, данная станция должна была войти в состав первой очереди Новосибирского метрополитена, но так и не вошла в неё, по экономическим соображениям и потому, что она была бы в те времена просто невостребованной. Однако небольшие заделы под неё всё-таки построены были.

Кирпичная кладка в подэстакадном пространстве, выполненная более 30 лет назад.
Кирпичная кладка в подэстакадном пространстве, выполненная более 30 лет назад.

Станция планировалась надземной, с боковым расположением платформ, на эстакаде построенного в 1985 году метромоста, с одним наземным вестибюлем. Однако полностью построить успели только здание тягово-понизительной подстанции, расположенное в стороне от эстакады метромоста. Была возведена и небольшая кирпичная кладка конструктива вестибюля, расположенная в подэстакадном пространстве.

Здание подстанции
Здание подстанции

На этом этапе, любые строительные работы по данному объекту прекратились на целые десятилетия.

Только с началом возведения нового Ледового дворца спорта (далее по тексту "ЛДС"), на левом берегу Оби, и парка "Арена", было принято решение о строительстве новой станции метро. Она строилась с нуля. Старая кирпичная кладка была демонтирована. Однако здание подстанции было полностью сохранено.

Макет ЛДС и станции метро
Макет ЛДС и станции метро

По проекту, станция планировалась с боковыми платформами, т.н. "берегового типа", по аналогии со станцией "Речной вокзал". Однако было решено использовать технологию т.н. "закрытого типа", наподобие станций, получивших довольно широкое распространение в Петербургском метрополитене.

Система "закрытого типа", используемая на двух станциях метро в г. Санкт-Петербурге. Станция "Зенит". Фото автора.
Система "закрытого типа", используемая на двух станциях метро в г. Санкт-Петербурге. Станция "Зенит". Фото автора.

Новая станция "Спортивная" Новосибирского метро, прежде всего, отличается от всех подобных станций Петербургского метрополитена тем, что она наземная. В отличие от старых станций глубокого заложения "закрытого типа" Петербургского метрополитена, на новой станции "Спортивная" стены с автоматическими дверьми не являются капитальными. Эти конструкции похожи на используемые стеклянные стенки с автоматическими дверьми на двух станциях мелкого заложения Петербургского метро "Зенит" и "Беговая", но не аналогичны им. На новой станции Новосибирского метро эти стенки глухие, а двери - пластиковые.

Работы по возведению станции
Работы по возведению станции

Администрация г. Новосибирска не раз представляла общественности макеты новой станции и её различные рендеры.

Один из многочисленных рендеров станции метро "Спортивная"
Один из многочисленных рендеров станции метро "Спортивная"

В результате, построенная "коробка" станции получила совсем другой, более упрощённый вид. Здание станции было отделано металлическими фасадными панелями серого цвета.

Готовые очертания станции
Готовые очертания станции

Входные павильоны (на новой станции их два), расположены по обе стороны от основного строительного объема станции (на фото выше виден один из двух входных павильонов, расположенный в центральной части здания станции). Вестибюлей, соответственно, тоже два. На новой станции установлено 12 эскалаторных лент, что является, своего рода, рекордом для Новосибирского метро.

Отделка внутренних помещений вестибюлей выполнена из мрамора и гранита светлых оттенков. На некоторых стенах можно увидеть изображения спортсменов отдельных видов спорта, что является оригинальным решением в оформлении станции.

В процессе отделки вестибюлей
В процессе отделки вестибюлей

Однако отделка помещений платформенного участка смотрится намного проще, чем оформление вестибюлей. Отделочные материалы, использованные в отделке стен и потолков пассажирской зоны платформ, выглядят более дешёвыми. Здесь использованы металлические стеновые панели (изначальные рендеры сообщали о совсем другом оформлении).

Нереализованный проект посадочной платформы станции
Нереализованный проект посадочной платформы станции
Готовая пассажирская платформа станции "Спортивная"
Готовая пассажирская платформа станции "Спортивная"

Автоматические двери выполнены в виде двух створок, с отделкой из пластика, похожей на матовое стекло. Всё это очень сильно напоминает открытую в Ленинграде, в 1961 году, станцию метро "Парк Победы". Первая в мире станция метро "закрытого типа, без боковых перронных залов" была именно с подобными дверными створками из матового стекла. Будем наивно полагать, что это "привет от проектировщиков-новосибирцев Петербургскому метрополитену".

Первая в мире станция метро закрытого типа "Парк Победы" в Ленинграде. 1961
Первая в мире станция метро закрытого типа "Парк Победы" в Ленинграде. 1961

В целом, впечатления от станции "Спортивная" двоякие. Читая отзывы самих жителей города, можно сделать вывод, что они, мягко говоря, не очень понимают, почему у руководства города такие приоритеты. Они считают, что нужно было, прежде всего, строить не ЛДС и станцию "Спортивная", а решать более насущные проблемы города. Например, люди предлагают продлить существующую вторую линию метро за станцию "Золотая Нива". Вдоль Гусинобродского шоссе. Там огромный жилой район. Также, были предложения по продлению первой линии метро вглубь жилого массива, за станцией "Пл. Маркса", до площади Станиславского и далее.

Один из нереализованных проектов пассажирской зоны станции
Один из нереализованных проектов пассажирской зоны станции

Однако решение строительства и нового ЛДС, и станции метро рядом с ним, было продиктовано грядущим Чемпионатом мира по хоккею.

Строительство пристройки неясного назначения
Строительство пристройки неясного назначения

Возвращаясь к новой станции метро скажу, что мне непонятны два конструкторских решения. Первое. В торцах основного здания станции, по обе стороны от путей метро, расположены какие-то парные пристройки, имеющие по паре бетонных опор. Итого этих пристроек четыре. По две с каждого торца. Смотрится это, мягко говоря, странно. Назначение этих пристроек тоже пока неясно.

Пристройки неясного назначения
Пристройки неясного назначения

Второе, на мой взгляд, очень странное конструкторское решение - это оставленные за пределами стенки с автоматическими дверьми небольшие края каждой из двух платформ.

Невооружённым глазом виден край платформы, выходящий за пределы стенки, отделяющей путевую зону от пассажирской
Невооружённым глазом виден край платформы, выходящий за пределы стенки, отделяющей путевую зону от пассажирской

Если, в качестве примера, взять станции закрытого типа Петербургского метрополитена, то ни о каких оставленных частях (краях) платформ за пределами пассажирских зон там не может идти и речи. Ни на старых станциях с автоматическими дверьми, ни на новых. Составы метро останавливаются вплотную к стенке с автоматическими дверьми, что исключает попадание в другие объемы и пространства (тоннели на старых станциях и пути на новых).

Система с автоматическими дверьми на станциях глубокого заложения Петербургского метрополитена закрытого типа, без боковых перронных залов. Никаких выступов или оставленного края платформы здесь нет
Система с автоматическими дверьми на станциях глубокого заложения Петербургского метрополитена закрытого типа, без боковых перронных залов. Никаких выступов или оставленного края платформы здесь нет
Край платформы, находящийся за пределами пассажирской зоны станции "Спортивная"
Край платформы, находящийся за пределами пассажирской зоны станции "Спортивная"

В случае с подобным решением на "Спортивной" - небольшое пространство (край платформы) всё-таки остаётся. То есть, когда открываются двери на станции, ты не сразу попадёшь в вагон, сделав шаг, а попадёшь на небольшой край платформы, и только с этого края попадаешь в вагон.

Край платформы за пределами пассажирской зоны указан стрелкой
Край платформы за пределами пассажирской зоны указан стрелкой

Подобное решение считаю небезопасным для пассажиров. Кто будет отслеживать посадку? Машинист? Тогда нужно устанавливать полное освещение всей путевой зоны в этом объеме станции. На данный момент там темно. Непонятно и то, по какой причине была "съедена" полезная площадь пассажирской платформы. Вопрос остаётся открытым. Новосибирские проектировщики данного объекта явно не проконсультировались на этот счёт со своими питерскими коллегами-проектировщиками и эксплуатационщиками.

Единственное моё объяснение (опять же - это всего лишь моя догадка или моё предположение) оставленному краю платформы - это особенность самой системы с автоматическими дверьми, установленной на этой станции. Скорее всего, были использованные механизмы рассчитанные на двери не навесного типа, как на всех станциях Петербургского метрополитена, имеющих подобную систему с автоматическими дверьми, а "опорного типа", т.е., иными словами, этим створкам нужна постоянная опора. Другого объяснения я не вижу. В противном случае - это конструкторский просчёт.

Ниши автоматических дверей получились слишком глубокими. Их объемы приблизились к объемам этих ниш на старых станциях Петербургского метро.

-21

Убивает и реализация пешеходных переходов у насыпи Октябрьского (автомобильного) моста. Этот переход был специально возведён для целей обеспечения доступа людей к новой станции метро. Изначально, переход планировался надземным, через всю проезжую часть насыпи Октябрьского моста, сверху. Однако позже от этой идеи отказались. Были построены аж три перехода. Два из них - надземные. Оба расположены по обе стороны от насыпи Октябрьского моста. И один из трёх - подземный (под насыпью моста). Спрашивается, почему бы сразу не построить единый переход к станции метро, как и планировали, не усложняя доступ к станции методом возведения трёх переходов, вместо одного? Вопросы вызывает и расположение лестничных спусков. Почему-то самый нижний лестничный спуск на переходе, расположенном непосредственно у станции метро, направлен не к станции, а против неё. Этот надземный переход расположен на некотором удалении от здания станции. Почему бы не построить его в непосредственной близости к ней? Странная реализация.

Январь 2023
Январь 2023

Резюме. Построили и слава богу! Ждём открытия (как сказали в "Новосибирских новостях" - июнь 2023 года).

Мое фото только одно (указано), остальные фото не мои, взяты из сети. Авторы большинства фото были не указаны или не отмечены.

Автор Александр Богданов