Найти тему
Мазай

Магическое, иррациональное мышление - все за и против

Оглавление

В юности очень любил фантастику, миры неведомых планет манили не на шутку. Одна из первых книг "Туманность Андромеды" Ефремова. Настоящая научная фантастика. Потом уже были: Стругацкие, Лем, Бредбери, Желязны, Берроуз. Я не сразу смог провести границу между фэнтези и фантастикой, и то и другое было одинаково зачаровывающе. Но со временем, мистические истории с драконами, колдунами и прочими гоблинами, классические для фентези - перестали вызывать интерес.

Заметил, что практически не снимают фильмов с фантастическим сюжетом. Всё больше разнообразных "Людей Х" и хоббитов с эльфами. Кстати "Звёздные войны" - это тоже фентези, т.к. в основе лежит обладание некой магической силой, да и сами локации больше напоминают средневековые отношения княжеств и королевств. Антураж космический, а начинка магическая.

Сын поменялся в школе с другом книгами, принес "Гарри Поттера". Несмотря на предубеждение и явную ангажированность произведения Роулинг, начал читать. Написано великолепно, не оторваться. Я задумался, а какой посыл у этой вещи? Чему Поттериада учит моего ребенка?

Магические заклинания.

Волшебные палочки.

Фантастические твари, которых никогда не было и не будет.

Квиддич - выдуманный вид спорта для детей летающих на метлах.

И ... иерархия магического мира.

Строгая иерархия - это единственное, что было в книге похожим на реальность. Помимо учебного заведения для избранных (только тех кто имел родителей магов и ... достаточно денег), в мире описываемом Джоанной Роулинг есть:

Магическая полиция.

Магическое правительство.

Магический департамент по устранению неугодных магическому правительству (читай спецслужбы).

Тюрьмы, где содержатся неугодные маги.

То есть, мы видим абсолютно реальный мир с включением в него иррациональных деталей и жёсткой (жесточайшей) иерархией общества.

Юные умы, и без того чрезвычайно инфантилизированы с удовольствием принимают выдумку писательницы за желаемую действительность. Можно с улыбкой воспринимать новости, сколько детей с разбегу бьются о колонну железнодорожного вокзала, в попытке попасть в параллельное измерение, но это не смешно.

Научная основа

В 19 веке стало модно изучать и каталогизировать поведение не только отдельных личностей, но и групп. Например, верующих, или удаленных от цивилизации сообществ. Одним из таких исследователей был французский философ, социолог Люсьен Леви-Брюль.

-2

Брюль допустил, что мышление представителей доцивилизованных обществ принципиально отлично от логического мышления современного человека. Примитивное мышление и восприятие пронизаны мистицизмом и примитивной ментальностью, не управляемой законами логики. Для такого мышления характерны нечувствительность к противоречиям, полная непроницаемость для собственного опыта. Леви-Брюлем было введено понятие пралогического мышления (происходит от лат. prae - перед + греч. logike - наука о логике)- для обозначения этапа развития мышления, на котором еще не сформированы основные логические законы, а причинно-следственные понимаются в магическом, мистическом, иррациональном ключе.

То есть, если не давать человеку логическую основу в качестве инструментария, а предложить предлогическое, мистическое миропонимание, где логика и практический опыт не будут иметь значения, мы получим исполнительного орка (эльфа, тролля, хоббита), который не будет задавать вопросов, т.к. не сможет понять о чем тут вообще спрашивать. Волшебная палочка, заклинание и летающая метла - рулят.

______________________________________________________________________________

В 1946м году в СССР в школьной программе появились два предмета: логика и психология. Кто и с какой целью распорядился в послевоенной стране втолковывать мальчикам и девочкам основы психологии, можешь предположить сам.

-3

Были подготовлены специалисты, тысячи преподавателей, учебный план. Написаны и изданы учебники. Но после смерти Иосифа Виссарионовича, поэтапно, с 1953 по 1959й, эти предметы стали не обязательны и исчезли из расписания школ советского союза. Опять же, догадайся сам, кто и почему решил, что людям это знать необязательно.

Ну и теперь к сути.

Многим известна работа Густава Лебона "Психология народов и масс".

-4

Не буду ходить вокруг да около, приведу всего две цитаты, которые помогут понять, суть происходящего.

-5

И вторая цитата, на ту же тему:

"Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов."

Логику мы выбросили, психологию подменили дешёвым несъедобным суррогатом, годным разве что заговаривать зубы деревенским девочкам. А что же нам дали в замен? Вместо полноценной культуры и религии наполненных смыслами, идеями великих свершений для реализации мечт человечества?

Коротко, об образах:

"Сумерки", сага о вампирах. Подростки до сих пор писаются и одновременно молятся на главных героев.
"Сумерки", сага о вампирах. Подростки до сих пор писаются и одновременно молятся на главных героев.
"Игра престолов", сериал побивший не только рекорды кассы, но и обилия насилия. Закрепивший новый стандарт успешного проекта с обязательностью постельных сцен.
"Игра престолов", сериал побивший не только рекорды кассы, но и обилия насилия. Закрепивший новый стандарт успешного проекта с обязательностью постельных сцен.
Кумир девочек, "Малифисента"- демонический образ.
Кумир девочек, "Малифисента"- демонический образ.
Гарри Поттер уже не тот 😁. Дэниел Редклифф в фильме "Рога", призывает зрителя сочувствовать главному герою. Мы прям рыдаем.
Гарри Поттер уже не тот 😁. Дэниел Редклифф в фильме "Рога", призывает зрителя сочувствовать главному герою. Мы прям рыдаем.
"Веном". Всесильная сущность ... ну ты понял.
"Веном". Всесильная сущность ... ну ты понял.
Очередной претендент на роль подмены позитивных образов, ирациональный, неуправляемый вампир. Всё по канону. Рэмбы с Роками закончились, в бой пошли вурдалаки.
Очередной претендент на роль подмены позитивных образов, ирациональный, неуправляемый вампир. Всё по канону. Рэмбы с Роками закончились, в бой пошли вурдалаки.
"Уэнсдей"- демоническая девочка (Гарри Поттер в юбке), мертвая снаружи и такая же внутри. Кумир миллионов, безусловный хит минувшего сезона.
"Уэнсдей"- демоническая девочка (Гарри Поттер в юбке), мертвая снаружи и такая же внутри. Кумир миллионов, безусловный хит минувшего сезона.

И кое что, из офлайн реальности:

Штурм Капитолия в начале 21 года. Пусть тебя не смущают рога и татуировка на груди, это часть образа 😏. Нам говорят, это викинг ... Ну-ну
Штурм Капитолия в начале 21 года. Пусть тебя не смущают рога и татуировка на груди, это часть образа 😏. Нам говорят, это викинг ... Ну-ну
-14

Как видишь, образы массовой культуры уже перешагнули экран и спешат
к нам на помощь.

"Вы всё ещё пользуетесь логикой и здравым смыслом? Тогда мы идём к вам!"

Положительные герои сказок и реальных событий, намеренно превращаются в спорных или отрицательных. Грю из "Гадкий я" - обаятельный злодей, а Жанна д'Арк в картине Бессона - не отважная и не умная, а одержимая бесом еретичка.

Злодей превращается, превращается ... в нечто привлекательное. И наоборот. kinopoisk.ru
Злодей превращается, превращается ... в нечто привлекательное. И наоборот. kinopoisk.ru

Сюжеты и сценарии фильмов выходящих в последние десятилетия не случайно такие слабые и нелогичные. Нас отучают от логики намеренно. Её нет. Забудь об этом.

Кто и зачем всё это делает?

В 1975м году, «Римскому клубу» (не буду пояснять что это за сборище),
представили доклад написанный Хантингтоном, Ватануки и Круазье «Кризис демократии». Там чёрным по белому сказано, что с избытком демократии надо заканчивать, потому что она несёт массу проблем для правящего класса. Это было начало демонтажа всей существующей тогда системы. Мечты о колонизации Марса, роботизации, излечение болезней, увеличение продолжительности жизни, ликвидация голода и изучение дальнего космоса; всё зарублено на корню.

Государство как таковое - ослабить. Гражданское общество скукожить, сделав его номинальным (борцом за права яиц вылупляться и за право волков есть ягнят); массовое образование - упростить, минимизировав способности прямоходящего скота до уровня 10 летнего ребенка.

Одна из задач по созданию низов «новой нормальности» – уничтожение общества как целого, путём раздробления его на десятки меньшинств и поощрение крайних форм индивидуализма, с одной стороны, с другой – упрощение, примитивизация поведения и психологии посредством уничтожения реальной культуры (старт дала контркультура 1960-х годов), образования, физиологизации поведения, превращение людей в «ходячие желудки», то есть в выдрессированных биороботов («филетическая эволюция», т.е. обратная эволюция).

По этому, когда ты видишь взрослого по годам, но наивного поклонника "матери драконов" - не обижай его. Лучше спроси, как там дела на "железных островах" и передай свое почтение королеве Дайнерис. Никто ведь на самом деле не знает, в какой момент нам могут понадобиться её драконы. Чем черт не шутит?😏

Если говорим на одном языке, ставь 👍, пиши чего нибудь в комментах. Репост приветствуется, но не наказывается. Подписка - это взаимные обязательства 😏

Другое, от Мазая: