Найти тему
Денис РационалЪ

Пассажирские перевозки РЖД первые итоги 2023 года, рост или ростик

по оперативным данным РЖД в январе 2023 года в поездах дальнего следования было перевезено 8,8 млн. пассажиров, что на 18,7% больше, чем в январе 2022 года и даже на 2,5% больше, чем в 2019 года, это является максимальным показателем по отправленным пассажирам в поездах дальнего следования за январь начиная с 2012 года!

Но увы в этом бочонке мёда, не так всё вкусно...

как известно значительная часть аэропортов юга России закрыта, соответственно именно за счёт такого перераспределения пассажиров железнодорожникам удалось поднять свои показатели и всего на 2,5% (по сравнению с доковидным 2019 годом).

Но вот пригородные перевозки на железнодорожном транспорте растут уверенно и стабильно по годам, правда преимущественно за счёт крупных железнодорожных узлов, где Москва абсолютный лидер и помогает с пригородом Санкт-Петербург, в провинции электричек становится только меньше, много где пригородное сообщение вообще не является вменяемым.

динамика отправленных пассажиров железной дорогой по годам в млн. пассажиров в пригородном и дальнем сообщении
динамика отправленных пассажиров железной дорогой по годам в млн. пассажиров в пригородном и дальнем сообщении

и если январь 2023 года показал рост на 2,5% по сравнению с январём 2019 года, то эта общая цифра отправленных пассажиров за 2022 год даже не достигла показателя 2012 года.

Причин тут конечно много, это и развитие авиации и постоянный рост перевозок автомобильным транспортом, в том числе и личным.

динамика отправленных пассажиров по годам, авиация и поезда дальнего следрвания
динамика отправленных пассажиров по годам, авиация и поезда дальнего следрвания

на графике выше хорошо видно, что основную долю в перевозках пассажиров на дальние расстояния (любые перевозки на расстояние свыше 200 км) постепенно забирала авиация, в то время как железная дорога из год в год медленно снижала число отправленных пассажиров, исключение это рост в 2016-2019 годах.

-4

Кроме объективных причин, которые снижают долю железной дороги при перевозках в поездах дальнего следования, есть множество недостатков в работе самой железной дороги:

1. Непредсказуемость цены на билеты в регулируемом сегменте (вагоны К, СВ и скоростные поезда), когда "сидячка" до Воронежа за 6,5 часов в пути может стоить значительно дороже перелёта по этому же маршруту.

2. Снижение доли доступных вагонов (Пл и с местами для сидения) на части маршрутной сети, путём замены подвижного состава на двухэтажные вагоны без включения в эти поезда вагонов Пл/С, а значит перевод в регулируемый сегмент ценообразования (Пл цена фиксирована и не растёт, а в купе меняется). Так например: Пл Москва-Самара стоит ~2600 рублей фиксировано, при его отсутствии купе за верхнюю полку может стоит от 5500 рублей, получается либо дорого либо никак.

3. Слабая работа по улучшению графиков/расписаний поездов, у многих поездов расписания не меняются десятилетиями и если раньше в поезде могли ехать от отсутствия выбора, то сейчас прибытие в 5-6 утра не всех устроит, поэтому воспользуются другим видом транспорта.

Железнодорожникам есть над чем работать и работать основательно, хочется пожелать им качественного решения вопросов пассажирских перевозок в будущем.