Дворовое место в 42 квартале Самары на пересечении улиц Заводской (Венцека) и Вознесенской (Степана Разина) принадлежало самарскому 2-й гильдии купцу Ивану Васильевичу Смирнову еще с догубернских 1840-х .С застройкой усадьбы почтенный коммерсант не спешил, и почти тридцать лет на его участке стоял только деревянный флигель с двумя комнатами да надворные постройки.
Лишь после кончины владельца его сын и наследник Иван Иванович Смирнов 12 мая 1867-го года подал в строительное отделение Губернского правления просьбу на строительство каменного двухэтажного дома с подвалом и каменных нежилых служб. Сам он в это время с женой Варварой Николаевной и сыновьями Андреем и Василием снимал квартиру в доме соседа напротив – купца Михаила Сурошникова.
Разрешение на постройку было выдано буквально через несколько дней, чертежи подготовил тогдашний губернский архитектор Михаил Сергеевич Муратов, и к 1871-му году на дворовом месте Смирновых с нынешним адресом Венцека,26 стоял по улице каменный двухэтажный дом и «полукаменный» дворовый флигель.
Думается, что изначально, как и в других работах Муратова, для строительства был использован «образцовый проект» с традиционным лаконичным решением фасадов.
Еще через 10 лет – 7 августа 1881-го года - И.И. Смирнов исходатайствовал у Управы разрешение пристроить к дому одноэтажную каменную кухню и дополнительные службы. Кроме того, решил изменить простенькие фасады во входящем в моду стиле «неоренессанс» . Направление архитектурной эклектики последней четверти 19-го века воспроизводило внешние черты архитектуры времен Возрождения и приобрело популярность благодаря своей живописности - в отличие от однообразного и суховатого классицизма. К тому же неоренессанс был вполне подходящим для выражения богатства и респектабельности.
Особняк после перестройки приобрел все отличительные черты стиля – симметричную композицию, ярусное членение фасадов, использование руста и пилястр. Горизонтальное членение выполнено профилированными межэтажным и подоконными поясками, вертикальное – рустованными угловыми пилястрами. Стены декорированы дощатым рустом, дверной прем парадного входа с ул. Степана Разина оформлен порталом с ионическими колоннами и антаблементом с лепными гирляндами.
Прямоугольные оконные проемы первого этажа обрамлены наличниками с картушами на месте замковых камней, второго этажа – декорированы прямыми сандриками с полуциркульными бровками и лепными гирляндами в подоконных нишах. Фриз декорирован лепной каймой в виде стилизованных листьев, венчает здание развитый карниз с сухариками.
В 1894-м году, через три года после после кончины И.И Смирнова особняк был продан сыновьями А.Н. Шадрину. Потомок перебравшегося в Самару из Балахнинского уезда Нижегородской губернии купеческого рода, самарский первой гильдии купец Алексей Николаевич Шадрин занимался хлеботорговлей, имел паровую мельницу на Волге.
Сам с семьей проживал в доме на Хлебной площади, а купленную усадьбу сдавал в аренду. На первом (со стороны ул. Степана Разина – подвальном) этаже предлагалась торговая лавка с квартирой за 276 рублей в год. Весь второй этаж снимал за 600 рублей жилец Михаил Храповицкий с семьей, о котором известно, что имел сына Александра, уехавшего после революции в Якутию, работавшего там бухгалтером и в 1928-м году осужденного на 10 лет концлагерей «за контрреволюционную деятельность.
Третий этаж за 850 рублей арендовало отделение окружного суда. Стоимость всей усадьбы площадью 180 кв. саженей составляла 5032 рубля.
В 1896-м году после внезапной смерти А.Н.Шадрина владелицей всей недвижимости стала его жена Ольга Васильевна. Продолжала вести семейный бизнес вместе с младшим сыном Матвеем, а позже, полностью передав ему дела, сосредоточилась на благотворительности.
Еще одним любимым занятием стало коллекционирование живописи, гобеленов, скульптуры и керамики, привозимых сыном из заграничных поездок. Коллекция из 104 наименований была изъята для передачи в музей в 1918-м году одновременно с национализацией дома и выселением хозяйки на окраину города .
Бывшую усадьбу Смирнова еще до этих событий Шадрины продали крестьянину Алатырского уезда Чувашии Алексею Михайловичу Сусорову. В 1915-1918 годах владелицей значилась крестьянка Анна Тимофеевна Сусорова (урожденная Малышева). 15 марта 1922-го года все усадебные строения были национализированы и переданы под коммунальное жилье
Сто лет спустя особняк в «столичном» стиле неоренессанса, редком для провинции вообще и Самары в частности, так же продолжает использоваться в качестве жилья.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете