История одной из главных купеческих династий Самары прослеживается с 1839-го года. Именно тогда самарский мещанин – хлеботорговец Василий Федорович Сурошников купил усадьбу с двумя флигелями на углу Вознесенской (Степана Разина) и Заводской (Венцека), через несколько лет оказавшуюся по соседству с Вознесенским собором.
В 1850-м году дворовое место с постройками перешло сыну Михаилу, который, продолжая хлеботорговое дело отца, в 1864-м году стал уже купцом второй гильдии и активным «общественником» . Избирался гласным первой самарской городской Думы, купеческим старостой и удостоился личной благодарности императора Александра II за пожертвования на нужды раненых в ходе русско-турецкой войны.
Проживал с женой – урожденной Прасковьей Михеевной Шихобаловой, четырьмя сыновьями и дочерью в унаследованных от отца флигелях, а в начале 1870-х отстроил на усадьбе сразу три дома. По облику - похоже, что по «образцовому проекту», но в документах указывалось авторство городского архитектора М.С Муратова
Главное здание, выходящее фасадами на две улицы, имело переменную этажность в соответствии с рельефом. Оконные проемы с лучковыми перемычками в первом этаже обрамлены кирпичными наличниками с замковыми камнями, во втором – прямыми сандриками с полуциркульными бровками. Широкий фриз геометрического рисунка поддерживали узкие кирпичные кронштейны, углы здания в уровне второго этажа фланкировались пилястрами.
К фасаду со стороны спуска к Волге примыкала нарядная проездная арка с калиткой и проемом входной двери во флигель усадьбы. Арка была декорирована замковым камнем, карнизом с сухариками и фигурной парапетной стенкой с кирпичными столбиками.
В апреле 1886-го года М.В. Сурошников неожиданно скончался, и наследниками семейной усадьбы стали четверо сыновей – Александр, Константин, Василий и Алексей. Именно с этим поколением связана известность семьи в городе. На спекуляциях зернового рынка и сельскохозяйственных земель братья сколотили миллионные состояния, владели промышленными предприятиями и вошли в пул основных домовладельцев губернии. В первую очередь, конечно, сказанное относится к Василию Сурошникову. А «родовое гнездо» по договоренности перешло к старшему из братьев – Александру Михайловичу.
Что известно о нем? Родился в 1855-м году, был купцом второй гильдии, думским гласным, имел большую семью – трех сыновей и шестерых дочерей, владел доходными домами на Ново-Соборной (сейчас Молодогвардейская, 88-90), владел двумя хлебными амбарами на Самарке, мануфактурными магазинами, гостиницей на Дворянской и обширными землями под Самарой и Бугурусланом. Активно играл на хлебной бирже, в 1906-м году стал вторым в Самаре (после Константина Головкина) автовладельцем, приобретя «Опель» Еще открыл первую в губернии службу такси.
По политическим взглядам – симпатизировал буржуазной партии октябристов и финансово поддерживал их газету «Голос Самары». Газета в долгу не оставалась – на первых полосах печаталась реклама только его магазинов, а мелкие ДТП с участием «Опеля» Сурошникова неизменно трактовались в его пользу!
Конечно, столь доброжелательной была не вся тогдашняя пресса, Например, «Самарский горчишник» отмечал в 1911 году: «Скоро выборы в Государственную думу, а гласный Александр Сурошников занят обычным для себя делом – готовится к Нижегородской ярмарке в надежде прикупить дешевого ситца…».
Из его девятерых детей наиболее известен сын Михаил, учившийся в Самарском Реальном училище вместе с А.Н. Толстым – и трагически погибший на охоте от пули случайно разрядившегося ружья. На месте гибели Михаила – в нынешнем Запанском - братья Сурошниковы возвели доныне действующую церковь, освященную во имя Архистратига Михаила.
Что касается семейной усадьбы – сохранились многочисленные прошения о перестройках внутри дворового места и один любопытный документ с пометкой, что чертежи взяты в работу архитектором Александром Щербачевым. Возможно, Щербачев и работал над какими-то дворовыми строениями – но уличных фасадов его рука явно не касалась. Здание сохранило свой первоначальный милый, но незатейливый облик «образцового проекта» середины 1870-х.
Можно предположить, что речь в документе идет о работе над другими доходными домами Александра Сурошникова с собственным магазином тканей и галантерейных товаров в самом бойком торговом месте города – на нынешней Молодогвардейской 88-90, напротив Новотроицкого пассажа. Вот здесь уже почерк автора ясно виден: все детали архитектурного декора – дверные проемы проездная арка полуциркульные архивольты окон, килевидные кокошники и развитые карнизные пояса выполнены неповторимой щербачевской фигурной кирпичной кладкой.
Дальнейшая судьбу Александра Сурошникова столь счастливой уже не была. Сын Константин, учившийся на медицинском факультете Московского университета, в 1915- году скончался после осложнений от тифа , в 1920-м в Москве умерла жена, которую Сурошников безуспешно возил ко всем известным докторам.
Три года Александр Михайлович прожил в одиночестве в Москве, в 1923-м вернулся в Самару к дочерям и сразу же скончался. Известно, что все его потомки остались в России, внуки участвовали в боях за Одессу во время Великой Отечественной войны.
Вся недвижимость Сурошникова была в 1919-м национализирована. Доходные дома на Молодогвардейской сейчас в надежных руках, хорошем состоянии и продолжают свою интересную жизнь. «Родовое гнездо» многодетной купеческой семьи на перекрестке Венцека и Степана Разина в советские времена служило детским домом и детским садом. Сейчас, как признанный объект культурного наследия, находится в ожидании ремонта.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете