Найти тему
Контур.Школа

Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году: выбор предметов, сроки, мотивация

Оглавление

Содержание статьи

  • Правила: как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году
  • Как помочь выбрать предметы для сдачи ОГЭ и ЕГЭ
  • Как мотивировать учеников на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ

Правила: как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году

Освежим информацию о том, как школьники будут сдавать государственные экзамены в 2024 году.

В первой части статьи — все нормативные документы по ОГЭ и ЕГЭ, актуальное расписание, обязательные предметы и предметы по выбору, сроки подачи заявлений.

Основной государственный экзамен сдают 9-классники по окончании освоения программы основного общего образования.

Единый государственный экзамен сдают 11-классники по окончании освоения программы среднего общего образования.

  • Нормативные документы, которые регламентируют процедуру проведения госэкзаменов:

ОГЭ — Приказ Минпросвещения РФ и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

ЕГЭ — Приказ Минпросвещения РФ № 233, Рособрнадзора № 552 от 04.04.2023 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

  • Расписания и продолжительность проведения ОГЭ и ЕГЭ по каждому учебному предмету, требования к использованию средств обучения при их проведении в 2024 году:

ОГЭ — Приказ Минпросвещения РФ, Рособрнадзора от 18.12.2023 № 954/2117

ЕГЭ — Приказ Минпросвещения РФ, Рособрнадзора от 18.12.2023 № 953/2116

Даты проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2024 году

ОГЭ ЕГЭ 21 и 22 мая иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский) 23 мая география, литература, химия 27 мая биология, обществознание, информатика, химия 28 мая русский язык 30 мая география, история, физика, химия 31 мая математика базового уровня и математика профильного уровня 3 июня русский язык 4 июня обществознание 6 июня математика 7 и 8 июня информатика 11 июня обществознание, информатика, география 10 июня история, физика 14 июня информатика, литература, биология, физика 13 июня биология, иностранные языки: английский, французский, немецкий, испанский, китайский (письменная часть) 17 и 18 июня иностранные языки: английский, французский, немецкий, испанский, китайский (устная часть)

  • Начало ОГЭ и ЕГЭ по всем учебным предметам — 10:00 по местному времени.

При проведении ОГЭ и ЕГЭ также предусмотрены дополнительные сроки:

  • для тех, у кого совпали даты экзаменов по учебным предметам;
  • для пересдачи экзаменов в случае неудовлетворительных результатов.

Какие предметы сдавать обязательно, а какие — по желанию ученика

Смотреть программуГотовите учеников к ЕГЭ?Освойте методики обучения скорочтению

ОГЭ включает 4 экзамена по учебным предметам:

  1. Обязательные предметы: русский язык, математика.
  2. Предметы по выбору: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могут сдавать экзамены в 9 классе только по обязательным предметам.

Для сдачи ЕГЭ в 2024 году по-прежнему обязательны только русский язык и математика. Математику можно сдавать на базовом или профильном уровне — по выбору ученика.

На добровольной основе ученики могут сдать ЕГЭ по учебным предметам:

  • литература;
  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • география;
  • история;
  • обществознание;
  • иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский);
  • информатика.

Школьники, изучавшие родной язык и родную литературу, могут также выбрать ЕГЭ и ОГЭ по этим предметам.

Когда ученики должны определиться с выбором предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ

Девятиклассникам нужно определиться с предметами и подать заявления в Главную экзаменационную комиссию до 1 марта, а ученикам 11 классов — до 1 февраля.

После этого изменить или дополнить перечень сдаваемых предметов можно только по уважительной причине (по болезни или другим обстоятельствам), которую придется подтвердить документально. Тогда подать заявление можно не позднее чем за 2 недели до начала экзамена по предмету.

Как помочь выбрать предметы для сдачи ОГЭ и ЕГЭ

Смотреть программуКлассное руководство по ФГОСВаша идеальная стратегия воспитания

Во второй части статьи разбираемся, какие критерии учесть при выборе предметов и как замотивировать выпускников на усердную подготовку.

Главное, что нужно донести до детей: выбор экзаменов напрямую зависит от того, куда они планируют пойти учиться.

Какие предметы выбрать для сдачи ОГЭ

Если после 9 класса ребенок хочет остаться в школе, не стоит мудрствовать — пусть выберет предметы, которые ему будет сдать проще всего. Не придется долго и напряженно готовиться — не придется испытывать лишний стресс.

  • Важный момент: если планируется обучение в профильном классе, лучше сдавать соответствующие экзамены. Это продемонстрирует интерес и способности ученика по профильным предметам, особенно если он собирается перейти в другую школу.

Если ученик планирует поступать в колледж, можно выбрать любые экзамены: большинство организаций СПО не требует сдачи специальных предметов, а при поступлении учитывается средний балл аттестата. Однако не стоит забывать, что на оценки в аттестате также могут повлиять результаты госэкзамена.

Что учесть при выборе предметов для сдачи ЕГЭ

Если 11-классник планирует получать высшее образование, ему придется сдавать русский язык, математику на профильном уровне и дополнительно — учебные предметы, которые требует вуз.

То есть ученику предстоит:

  1. Определиться с будущей профессией или специальностью.
  2. Выбрать подходящие вузы.
  3. Выяснить, по каким предметам нужны сертификаты ЕГЭ.
  4. Сделать выбор и начать подготовку.

Так, для поступления на факультет информационных технологий кроме математики на профильном уровне может требоваться информатика или физика. А для специальностей, связанных с дизайном, — сертификат ЕГЭ по литературе.

Как мотивировать учеников на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ

Конечно, легче готовить к итоговой аттестации мотивированных учеников. Но что делать с теми, кто долго раскачивается и к подготовке не приступает или не прикладывает особых усилий?

Бесплатный вебинарШкольная мотивация4 частые ошибки и как их избежать

  1. Покажите, как это легко.
    Нагнетание страха — ошибка учителя. Такой подход не вдохновляет, а отвращает учеников от подготовки. Складывается миф, что ОГЭ или ЕГЭ — это непреодолимый порог, к которому страшно даже приблизиться. Следует действовать наоборот — показывать ученикам, как легко справиться с экзаменационными заданиями на практике. Это можно делать на консультациях или при разборе результатов пробных экзаменов.
  2. Разбейте материал на блоки от простого к сложному.
    Определите, какие темы нужно повторить выпускнику, чтобы справиться с заданиями, которые пока ему не даются. Такой разбор необходимо провести персонально с каждым, чтобы помочь детям понять их сильные и слабые стороны, с которыми и нужно работать.
    Не забывайте: уверенность учителя в силах ученика заряжает его на успех и мотивирует готовиться более активно.
  3. Геймифицируйте подготовку.
    Можно вести в классе различные рейтинги — такие элементы геймификации хорошо мотивируют современных школьников: «Правильное заполнение бланка», «Правильное решение части А» и т.д. Можно присваивать за достижения условные «учкоины».
    Атмосфера энтузиазма и азарта при подготовке к экзамену поможет замотивировать класс и привести учеников к максимальным результатам.
  4. Две головы — лучше.
    Не игнорируйте прием взаимного обучения. В зависимости от знаний ребенок может быть учеником или учителем, лидером или ведомым — воспользуйтесь этим. Пусть дети в парах учат одноклассников тому, что знают сами. Тогда слабые ученики почувствуют поддержку товарищей при подготовке к экзамену. Материал или варианты решения задач, которые они обсудили в паре, усвоятся прочнее.
    Пары можно сформировать, учитывая дружеские отношения, или по «территориальному» принципу, когда ученики сидят за одной партой.
  • И помните: знания — еще не гарантия успеха. Не всегда задания на экзамене выглядят так же, как в школьном учебнике. Важно научить выпускников понимать задания госэкзамена — это и будет главным итогом работы учителя и доказательством того, что вы сумели развить у детей функциональную грамотность.

То же касается и записи решения. Ученики должны уметь интерпретировать материал и применять знания, а после — верно записать ответ в бланк ОГЭ или ЕГЭ.

Смотрите по теме: бесплатные вебинары «ЕГЭ без стресса. Как помочь ученикам» и «4 ошибки при подготовке к ЕГЭ и как их избежать»