Найти тему

История семейного образования в России: от Крещения Руси до наших дней

Оглавление

Семейное обучение (СО) — такая форма образования, где ребёнок может получать знания, не посещая при этом школу. Он может учиться по собственной программе и сдавать аттестации по индивидуальному плану.

Семейное обучение в России регламентируется 17-й статьёй закона «Об образовании в Российской Федерации». Несмотря на то, что ребёнок учится вне школы, он должен усвоить основную общую программу и получить аттестат. Ответственность за усвоение знаний лежит на семье.

Семейное образование с каждым годом становится всё популярнее, но так было не всегда. В истории нашей страны были разные периоды: и когда все учились дома, но это могли себе позволить только дворяне, и когда всем было обязательно ходить в школу.

В этой статье мы расскажем, какие этапы прошло СО в России и как оно выглядит сегодня.

Как с Крещением Руси укрепилась письменность и появились «книжные учения»

Славянская азбука появилась ещё в IX веке благодаря Кириллу и Мефодию. Они отправились в Моравию, чтобы перевести книги Священного Писания с греческого языка. Это нужно было для того, чтобы на Руси тоже могли их прочесть, так как греческого языка никто не знал.

Чтобы достичь этой цели, Кирилл и Мефодий стали «изобретать» славянскую письменность. Они взяли за основу разговорный язык Руси. Так и появилась славянская письменность — датой её появления принято считать 863 год.

В 988 году великий князь Владимир крестил Русь. Официальной религией стало христианство, но люди на Руси духовно оставались язычниками. Чтобы «христианизировать» государство, учредили обучение грамоте — его называли «книжными учениями». Учителями были священники и богословы, а читать и писать учились по текстам Священного Писания.

«Книжные учения» нельзя считать семейным обучением. Священники не приходили в дом к каждой семье, а напротив — дети посещали занятия, почти как обычную школу. Но у дворянских детей постепенно появлялись «свои» учителя, которые также давали религиозное образование.

«Сельская бесплатная школа», Александр Морозов (1865)
«Сельская бесплатная школа», Александр Морозов (1865)

Распространение семейного образования в эпоху Петра I

Семейное обучение стало распространяться после реформ Петра I. У зажиточного люда начал появляться интерес ко всему иностранному, в Российскую Империю хлынул поток зарубежных специалистов и ремесленников: инженеров, математиков, языковедов, корабельщиков, военачальников и воспитателей.

Именно в эпоху Петра светское, а не религиозное обучение, выходит на первый план. Стали изучаться точные науки и иностранные языки, основы разных искусств, светского поведения и этикета. Появилась мода на приглашённых учителей-иностранцев — именно так в стране зародилось то, что мы сейчас зовём семейным обучением.

В обиход прочно вошли слова «гувернантка» и «гувернëр», а в высшем обществе стало обыденностью общаться на французском языке.

В 1884 году в Санкт-Петербурге был создан «Родительский кружок», где обсуждались вопросы семейного обучения, предлагались новые методики, а семьи и преподаватели делились своими знаниями и находками. Целью этого кружка было создание системы, которая помогла бы учить детей наиболее эффективно.

«Приезд гувернантки в купеческий дом», Василий Перов (1866)
«Приезд гувернантки в купеческий дом», Василий Перов (1866)

Запрет семейного обучения в СССР и его возрождение в современной России

В 1918 году семейное обучение стало считаться незаконным — была учреждена Единая трудовая школа РСФСР. Все дети должны были посещать общеобразовательную школу и получать образование в одинаковых с остальными условиях. Исключение делалось для инвалидов — они занимались дома, так как не могли посещать занятия по состоянию здоровья.

В таких условиях сложное положение было у репетиторов. В обществе 60–70-х годов считалось, что если семья нанимает репетитора, то она нарушает принцип всеобщего равенства и ставит под сомнение качество советского образования. А само репетиторство было незаконным предпринимательством и единоличным обогащением.

«Спасибо за школу продлённого дня», Дементьев Рэм Михайлович (1960)
«Спасибо за школу продлённого дня», Дементьев Рэм Михайлович (1960)

Семейное обучение стало возрождаться относительно недавно — в начале 90-х годов прошлого века. В 1992 году приняли закон «Об образовании», который регулирует нашу образовательную систему и по сей день. В 17-й статье именно этого закона и прописано, что каждый ребёнок имеет право учиться вне школы, и в таком случае ответственность за усвоение программы несут его законные представители.

Семейное образование прошло долгий путь — от религиозных занятий и гувернёров до полного запрета и возрождения в 1992 году. Сейчас же учиться на СО может любой ребенок — вне зависимости от места жительства и класса обучения.