Мерин устанавливает правила игры
Вася после окончания ВУЗа ушёл служить, а после армии сразу устроился в охрану.
- Ты в армии служил? - удивлённо спросила девушка, которая на проходной досматривала женщин.
Вася почувствовал себя неловко от её вопроса, но понимал, что не производит впечатление человека, способного два года топтать сапоги. И дело было даже не в очках, которые он иногда цеплял на нос, чтобы прочитать документ или полистать книгу, а в его застенчивости и манере ко всем обращаться на "вы".
В охрану Васю взяли, однако, тёрки в коллективе начались с первого же дня. Но касались они исключительно одного персонажа по прозвищу Мерин, крепкого мужика ближе к 50-ти, в глазах которого Вася был явно неполноценным. И не достойным носить гордое имя охранника.
Мерин был из тех, кто не видит разницы между интеллигентами и гомосексуалистами, алкоголь, табак и матерную брань считает обязательными атрибутами настоящего мужчины, а вежливость признаёт за проявление слабости.
В один памятный день Мерин решил спустись Васю на самое дно их коллективной иерархии. Слово за слово, а там и желание пустить в ход кулаки появилось.
- Пойдём, выйдем... - предложил Мерин, уверенный в том, что демонстративно надругается над Васей на глазах всех присутствующих.
Однако случилось непредвиденное....
Нежданчик от Васи
Василий Сергеевич вспоминает с улыбкой о тех событиях своей молодости. Сейчас он работает психологом и мы иногда общаемся с ним, обсуждая профессиональную сферу. А тогда он был просто Васей, застенчивым интеллигентным пареньком, впрочем активно занимающимся дзюдо.
- Я был уверен, что Мерин будет драться, - рассказывает Василий Сергеевич, - но я так же был уверен, что свалю его легко, хотя он был тяжелее меня.
Главная проблема заключалась в том, что моральные принципы Васи не позволяли ему бить первым, хотя Мерин его откровенно провоцировал. Но ударить первым - значит, быть агрессором.
- Если бы дело дошло до нанесения увечий и разбирательств, то агрессор понёс бы ответственность за случившееся. Поэтому я ждал, когда Мерин от оскорблений перейдёт к атаке. Как только он преодолел границу, которую преодолевать не стоило, то получил достойный ответ.
Вася легко нырнул под руки Мерина и выполнил зацеп, опрокинув ошарашенного противника на сырой асфальт. А потом легко выполнил болевой.
- Свидетелей было много. Думаю, тогда все удивились, насколько легко Мерин сдался, - вспоминает Василий Сергеевич.
Кровопролития не было, поэтому инцидент не получил развития. А Мерин с тех пор всегда здоровался с Васей за руку и называл его только по имени.
Спустя много лет, уже психолог с опытом, Василий Сергеевич даёт психологический портрет таким "мериным".
Откуда берутся "мерины" и как интеллигентным людям себя с ними вести
Василий Сергеевич рассказывает:
- Я уже тогда хорошо понимал, что Мерин - не плохой человек. У него были свои представления о достоинстве, он умел держать слово, пользовался уважением в коллективе. Но это был продукт той среды, которая его вскормила с кончика своего копья: нищеты и беспредела 90-х, когда напор и наглость служили знамёнами социального успеха.
Вася отслужил в армии и много раз дрался. В этом плане Мерин не мог его напугать. А коме того, Вася ещё закончил психфак и хорошо понимал, что есть коллективы, где драка - это часть правил игры. Попадая в коллектив, ты не можешь эти правила изменить, нужно их просто принять. Это как инициация: ударил человека по лицу - и тем самым ему доказал, что ты тоже человек.
Мерин был из тех людей, кто убеждён, что "компьютерщики", менеджеры и учёные - самые бесполезные люди на свете. Изменить его картину мира принципиально невозможно. Гораздо проще попытаться понять её, и на доступном ему языке суметь объяснить: я тоже человек, меня нужно уважать, несмотря на то, что я не ругаюсь матом и ношу очки.
- Дзюдо и психология - секрет успеха! - смеётся Василий Сергеевич.
А я делаю пометки в своём блокноте: хорошая тема для статьи нарисовывается...
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК