Найти в Дзене
Александр Blog

святой благоверный князь Александр Невский

Оглавление
Чин пострижения в великую схиму требовал много времени, схимонах отчуждается от мира, становясь новым человеком, с новым именем, но на полный чин времени не было, тот кого сейчас готовили к принятию пострига умирал, ему надо было успеть родиться заново. «Не в силе Бог, но в правде», он сказал это много лет назад. А была ли правда в его жизни? Защитил он свой народ? Или навесил на него ярмо? Спас он свою бессмертную душу или погубил? Об этом ведает лишь Господь… А он, бывший князь Александр Ярославич, а ныне смиренный схимник Алексий, может только уповать на бесконечное Его милосердие.
Чин пострижения в великую схиму требовал много времени, схимонах отчуждается от мира, становясь новым человеком, с новым именем, но на полный чин времени не было, тот кого сейчас готовили к принятию пострига умирал, ему надо было успеть родиться заново. «Не в силе Бог, но в правде», он сказал это много лет назад. А была ли правда в его жизни? Защитил он свой народ? Или навесил на него ярмо? Спас он свою бессмертную душу или погубил? Об этом ведает лишь Господь… А он, бывший князь Александр Ярославич, а ныне смиренный схимник Алексий, может только уповать на бесконечное Его милосердие.

  1. ДЕТСТВО ЛЕКСАНДРА

-2

Безмятежное детство Александра прошло в Переславле-Залесском, где соборы соперничали в белизне с облаками, а убранство княжеских палат не уступало великолепным картинкам в старых книгах, о деяниях древних царей и великих героев слагались легенды. В огромной отцовской библиотеке хранились и русские летописи и византийские хроники, и Александрия, греческий роман о подвигах Александра Македонского. Княжич был заворожен историей своего великого тёзки, который завоевал полмира и даже, как говорили легенды, отодвинул конец света. В детстве княжич Александр всегда был при отце, Ярославе и вслед за ним он перебрался в Новгород, он учился у отца искусству правления и науке войны.

От отца Александр узнал, что настают тяжелые времена, главной угрозой было нападение на северную Русь крестоносцев, западных христиан. Христианская церковь не была единой и две её части, западная католическая и восточная православная враждовали между собой. Православными были Балканские государства, несколько областей в малой Азии и Русь, а почти вся Европа в то время находилась под контролем католической церкви. Это была эпоха крестовых походов, так называемых религиозных войн западных христиан против мусульман ближнего востока, а позже, и против других иноверцев, в том числе в Восточной Европе. Католическая церковь вела агрессивную политику захвата земель и насильственного обращения язычников Прибалтики в католическую веру. Крестоносцы тевтонского ордена стали угрожать и русским землям в первую очередь Новгороду. И вот тогда князь Ярослав Всеволодович преподал своему сыну главный урок: Русский князь не может допустить обращения своего народа в другую веру, поэтому он должен воевать с крестоносцами чего бы это ни стоило. Александр отправился с отцом в свой первый военный поход под Дерпт, который когда-то был русским городом, а теперь принадлежал тевтонскому ордену. Навстречу новгородскому войску вышли закованные в железо рыцари, казалось, одним своим видом они были способны обратить противника в бегство. Александр впервые видел такого грозного и на первый взгляд непобедимого врага, однако русские полки не дрогнули. Выдержав первый натиск они сами пошли в наступление и быстро смяли рыцарей, княжич Александр, задыхаясь от восторга вместе с дружиной гнал крестоносцев до самых городских стен. Тех, кто не успел укрыться в крепости, русские вытеснили на лед реки Амовжи, лёд треснул, ставшее беспомощным, железное воинство затонуло, победа была полной и эффектной. Князь Ярослав отобрал у ордена часть земель. В итоге крестоносцы убедились в том, что в Новгороде есть кому держать меч, а княжич Александр усвоил, что непобедимых врагов не бывает.

ЮНОСТЬ АЛЕКСАНДРА

-3

Пришла пора жениться, и отец выбрал Александру невесту- дочь полоцкого князя Александру Брячиславовну, это был политический брак, целью которого было заключение мирного договора с Полоцком, однако этот брак обернется жизнью в любви ми согласии. Княгиня Александра будет доброй женой, она родит своему мужу пятерых детей и впоследствии будет прославлена во Владимире как местночтимая святая. Но супружеская жизнь Александра длилась недолго, всего четверть века. Князя Ярослава Всеволодовича призвали на киевский престол и он оставил своего сына Александра наместником в Новгороде. Детство Александра подошло к концу. Теперь ему нужно было самому воевать с рыцарями тевтонского ордена и Литвой и самому договариваться со своенравными новгородцами, к этому времени Новгород уж сто лет как жил по своей особой Правде, новгородскому своду законов, город был волен в посадниках и князьях, сам решал с кем воевать и как собирать подати, а князь, согласно договору, который он должен был заключать с Новгородом, должен был делать то, что решит вече. В начале июля 1240 года к Александру прибыл гонец с сообщением: «В Неву вошли шведские рыцари на многочисчисленных кораблях и у впадения в Неву реки Ижоры встали лагерем» Шведская знать вознамерилась одним мощным ударом покорить Русский север. Крестоносцы снова взялись за своё, им нужно было дать отпор, и отбросить прочь, быстро, жестко, прочно, навсегда. Медлить было нельзя, чтобы собрать ополчение требовалось решение вече и несколько дней на сборы, зато княжеская дружина всегда была в боевой готовности, поэтому Александр не стал никого ждать и никого ни о чем спрашивать, князь просто поставил Новгород перед фактом: он начинает войну за православную веру. Прежде он выполнял волю своего отца Ярослава, теперь пришло время исполнить волю отца небесного, и в этом князь Александр не сомневался. После молебна в соборе Святой Софии он вышел на паперть и обратился к дружине: «Братья, не в силе Бог, но в правде, не убоимся множества ратных, яко с нами Бог» Он выступил в поход с малой дружиной и самыми расторопными из новгородских бояр, кто первый успел похватать мечи и надеть шлемы. После его отбытия вече дало согласие на поход и ополченцы бросились догонять дружину

Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра обрушилось на шведский лагерь и к вечеру все было кончено. Спустя несколько дней весь Новгород знал подробности битвы на реке Неве, победитель который спустя несколько столетий получит прозвание Невский.

Новгородцы были очень горды князем Александром: «Вот это войско! Вот это князь!»,- кричали они, они понесли бы его на руках, но дружина не позволила. Однако, когда хмель восторга начал рассеиваться, новгородцы призадумались, ведь князь пошел воевать своей волей, то есть в нарушение договора и новгородской правды. Победителей, конечно, не судят, но не много ли берёт на себя князь Александр Ярославич? Однако, молодой князь уже успел хорошо изучить новгородцев. Когда Новгород решил показать князю, кто здесь хозяин, Александр принял решение переехать со своей семьёй в Переяславль, как это уже не раз делал его отец. Господин великий Новгород решил, что укротил ретивый нрав князя. Но в это время с запада катилась лавин очередной войны, крестоносцы штурмом взяли крепость Изборск, а вслед за Изборском после тяжелой осады сдался Псков. Тогда новгородцы пошли на поклон к Ярославу Всеволодовичу, просить, чтобы тот снова дал им сына в князья. Ярослав послал младшего сына Андрея, но этот вариант Новгород не устраивал, ведь им нужен был не просто князь, а воин, храбрец, победитель, в общем им нужен был Александр Ярославич. Только тогда Александр согласился вернуться. Мощным ударом он вышиб немцев из Пскова и пошел дальше в захваченную орденом Эстонию или Чудскую землю, как называли её на Руси. Князь Александр с основными силами подошел к Чудскому озеру. Много лет назад, ещё подростком ,Александр Ярославич видел тевтонов в бою по Дерптом, и это зрелище навсегда запечатлелось в его памяти. И была сеча зла, и стоял треск от ломающихся копий и показали враги спины свои и секли их воины Александра и некуда было им бежать. И возвратился унязь Алексанлр со славной победой и вели босыми рядом с конями тех, кто называл себя "божьими рыцарями». Битва на Чудском озере за века обросла множеством мифов, большая часть которых возникла уже в советский период, когда историки провозгласили её крупнейшей битвой средневековья. В настоящее время доказано, что сражение не было ледовым, ведь середина весны в 12-ом веке была гораздо теплее, чем сейчас, даже на севере Европы. Поэтому в момент сражения на озере не могло быть льда такой прочности, чтобы на него могли выйти сотни тяжеловооруженных кавалеристов. Масштабы сражения также преувеличены. Установлено, что с тевтонской стороны в сражении приняло участие не более сорока рыцарей и около двухсот рядовых бойцов, с русской стороны было насчитано около четырехсот воинов. В этой битве тевтонский орден потерял убитыми двадцать и пленными шесть своих лучших братьев, четверть всего рыцарского состава. Потери среди рядовых не считал никто. Победа Новгорода была полной и безоговорочной. Магистр ордена подписал с князем Александром мирный договор, по которому орден отказывался от всех захваченных прежде русских земель, равно как и от продолжения войны. Позднее на Северную Русь нападет не менее опасный и многочисленный враг- воинство литовских князей, однако и ему Александр нанесет тяжелое поражение. Новгород с легкой душой вернулся к мирной жизни, угроза миновала…Но настоящая беда была ещё впереди она. Она подбиралась все ближе, эхом дальней грозы отзывались тревожные знамения, ходили слухи, что во Владимире вдруг затряслась земля так, что каменные церкви ходили ходуном, а потом средь бела дня на небе исчезло солнце. Не означают ли эти знамения, что близится конец света? Этот вопрос тревожил всех. Уже несколько лет на Востоке рвали небо и землю огненные столбы неслыханного бедствия, оно было подобно тем, что описывали библейские пророки. Новгород был далеко, его почти не затронула эта катастрофа, но опалила безмерным ужасом. В пророчестве говорилось о страшном народе от края земли, бесчисленном как саранча, который своим нашествием подведет черту под земной историей. И вот, этот народ пришел.

ПЕРВОЕ НАШЕСТВИЕ МОНГОЛОВ

-4

От множества войска земля застонала, а от многочисленности и шума полчищ столбенели хищные животные. Почти двадцать лет назад из великой степи приходило огромное войско неизвестных прежде кочевников монголов. На реке Калке двадцать русских князей бились против них и были разбиты наголову, говорили, что связанных пленных монголы сложили под доски настила, сели сверху пировать и раздавили и всех тяжестью своего победного торжества, а затем ушли, оставив за собой черный ужас, удушливый как дым пожарищ. Тогда на Руси ещё не знали, что это войско было лишь одним из отрядов бесчисленной монгольской армии, отрядом, который послал на разведку покоритель вселенной Чингисхан. Титул Чингисхан или Хан Океан был им получен в 1206 году. племенной вождь Таймуджин, сумевший объединить множество монгольских племен в единое государство в ходе борьбы за власть. Таймуджин полностью истребил племя татар, однако именно татарами будут называть монгольских захватчиков в Китае на Руси и в Европе. В результате завоеваний Чингисхана и его приемников к середине 13-ого века Монгольская империя займёт самую большую в мировой истории смежную территорию общей площадью в 38 миллионов квадратный километров. В 14-ом веке арабские путешественники утверждали, что протяженность этого государства достигает в длину восьми, а в ширину шести месяцев пути. После смерти Чингисхана его наследники стали готовить поход на запад, как было сказано в завещании великого хана: «До последнего моря», то есть до самого края земли. Войско, которое должно было завоевать западные земли насчитывало более шестидесяти тысяч человек, во главе войска был внук Чингисхана Бату хан так же известный как Батый. В декабре 1237 года монголы подошли к Рязани, они потребовали, чтобы русские подчинились и выплатили в качестве дани десятую долю от имущества, рязанцы ответили: «Когда нас не будет, то все будет ваше». Спустя 6 дней отчаянной обороны города, так оно, к сожалению, и произошло. Рязани больше не было, она не возродится никогда, современная Рязань находится в 60 километрах от уничтоженного монголами древнего города. Батый воевал способом волчьей облавы, пока часть армии осаждала непокорный город, остальные шли по окрестным землям, выжигая дотла всё на своём пути. 4-ого февраля монголы осадили Владимир, через 8 дней Новгород был взят. Княжеская семья, дворяне и духовенство затворились в Успенском соборе и монголы сожгли их там заживо вместе с собранными со всего города книгами.

-5

НАЧАЛО МОНГОЛЬСКОГО ИГО

Менее чем за месяц монголам покорились 17 городов, в том числе Суздаль, Ростов, Тверь, Кострома, Дмитров, Москва, было погублено бесчисленное множеств сел и деревень. К середине марта не дойдя ста верст до Новгорода, монголы развернулись и ушли в свои степи, на обратной дороге они осадили Козельск, этот маленький город сопротивлялся не 6 дней, как Рязань и не 8, как стольный Владимир, а 49. Только в мае, соединив все свои силы, монголы всё же взяли Козельск, прозвав его злым городом, они вырезали всех жителей города. Потом волна нашествий схлынула, оставив за собой огонь пожарищ и горы трупов, но это была только первая волна. В следующем году монголы пришли снова, и превратили в руины Муром, Переславль и Чернигов, а ещё через год Батый взял Киев, Древняя русская столица с населением 50 тысяч человек стала обгорелым кладбищем. Спустя 6 лет там едва ли насчитывалось двести дворов. Пройдя юго-западную Русь, хан Батый разорил Польшу, Венгрию, Хорватию и вышел к Адриатике. Дойдя до последнего моря, как завещал Чингисхан, Батый развернулся и ушёл обратно в степи. Он остановился на нижней Волге и вскоре вокруг его ставки возник целый город, Сарай Бату, дворец Батыя. Время походов окончилось, пора было установить на завоёванных землях монгольский порядок.

Немногие оставшиеся в живых князья собрались на съезд, чтобы решить кто займет великий престол, опустевший после гибели Владимирского князя. Александр добирался в Новгород из Владимира дольше всех, и каждый день этого скорбного путешествия казался ему длиннее жизни. На месте некогда многолюдного Торжка теперь осталось лишь стылое пепелище, в Переславле нет больше знакомых с детства улиц, а стольный Владимир ограблен и осквернен и похож на кладбище, храмы с ободранными куполами наспех прибраны заново и освящены, чтобы было где отпевать бесчисленных покойников, на которых не хватало ни гробов ни саванов. Великим князем Владимирским был избран отец Александра Ярослав. Именно ему теперь предстояло, собрав уцелевших, и, похоронив мертвых, восстанавливать столицу и всю северо-восточную Русь, однако прежде он должен был признать свою зависимость от Орды или потерять все. Он. князь , больше не был хозяином своей земли, теперь всё, что принадлежало ему по праву рождения, он должен был смиренно просить у монгольского хана как милость. В ставке князя предупредили: «Нельзя обычному человеку поднимать глаза на великого хана, ибо великий хан- сын солнца, а на солнце разве можно смотреть? Князь и без того предпочел бы ослепнуть, чем заглянуть в лик своего позора. Ярослав выполнил все требования монголов. Батый остался довольным его покорностью и выдал ему ярлык, письменную грамоту на княжение Владимирское и Киевское. Так началось иго.

Монгольское иго- политическая зависимость русских князей от орды. Само слово иго обозначало ярмо или хомут(часть упряжи рабочего скота). Подтвердив права на собственные земли, русские князья становились не только вассалами, но и данниками хана. Иго продлиться более 240 лет, за это время через орду в русский язык войдет около двух тысяч слов тюркского происхождения

ПРИЕМ ХАНА ГУЮКА

-6

В1246 году власть над монгольской империей принял хан Гуюк. Правители всех монгольских земель должны были присутствовать на интронизации великого хана

Владимирский князь Ярослав отправился в монгольскую столицу Каракарум, он выполнил все, что от него требовалось, подтвердил свои полномочия у хана гуюка, но вернутся во Владимир ему было не суждено, по всей вероятности мать Гуюка поднесла Ярославу отравленный кумыс. Князь Владимирский Ярослав умер 30 сентября 1246 г.

За десять дней до этого в ставке Батыя, Сарае был убит князь Черниговский Михаил за то, что отказался исполнять языческий обряд очищения огнем. При жизни Ярослав и Михаил были соперниками, но смерть объединила их. Спустя много лет они будут прославлены великой церковью в лике святых благоверных князей. Весной следующего года тело Ярослава Всеволодовича привезли во Владимир. После похорон было оглашено завещание. Ярослав оставил великокняжеский престол не старшему сыну Александру, а младшему Андрею. Александр не стал оспаривать волю отца и вернулся к себе в Новгород. Но вскоре пришла грамота из орды, хан Батый пожелал, чтобы для подтверждения своих полномочий к нему прибыли оба сына великого князя: Александр и Андрей Ярославичи.

ПУТЬ ДОМОЙ

-7

От Новгорода до Сарая два месяца пути через разоренные селения и разрушенные города, по безводным степям усеянным костями людей и животных. По дороге русскому обозу несколько раз приходилось уступать место бешено скачущему всаднику. Красный бунчук, конский хвост на древке означал, что этот гонец от великого хана и он везет сверхважное сообщение. Система почтовой, ямской службы была создана при Чингисхане, чтобы обеспечить быстрое и надежное сообщение между отдельными армиями на территории огромной монгольской империи. Эта первая в мире почтовая система позволяла за день перевезти информацию на расстоянии десяти дней обычного пути. Для отдыха гонцов и смены лошадей на дороге располагались перевалочные пункты(дзям или ям)

ХАНСКАЯ ПАЙДЗА

-8

Чрезвычайный ханский гонец имел право брать в яме любых лошадей и любые припасы, кому бы они ни принадлежали, его полномочия подтверждала охранная грамота пайдза- металлическая или деревянная дощечка с изображением сокола. Ханская пайдза была и у русских князей, Батый выдал их им как охранную грамоту, пайдза защищала путешествующих от убийства и грабежа.

ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ С ХАНОМ БАТЫЕМ

-9

Батый был наслышан об успехах молодого новгородского князя, он не собирался ломать русскую политическую систему, он хотел взять эту систему под свой контроль и потому ему нужен был князь Александр Ярославич, не мертвым и не рабом, а союзником, а может быть даже другом…

Андрея била мелкая дрожь, Александр был непроницаем, это хорошо. Александр всё же поднял на хана глаза, он был почти вдвое моложе хана и тысячекратно слабее, однако держал себя с ним как равный с равным и это тоже было хорошим знаком, ведь Бату хан умел ценить отвагу. Подали чаши, в чашах был каракумыс, царский напиток прозрачный и сладкий, который достойны пить лишь избранные. «Знаешь ли ты»,- спросил хан,-«что Бог покорил мне многие языки, покоришься ли ты силе моей:?»

«Знаю»,- твердо ответил Александр,- «и покоряюсь воле Божьей». Бату после разговора с Александром долго размышлял, кто кого переиграл? Однако, ему не было дела до русского Бога, ведь он сам уже давно все решил. Именно Александра хан хотел видеть князем Владимирским. Братья предъявили хану духовную грамоту своего отца, который завещал Владимирское княжение младшему сыну Андрею. Последняя воля отца- весомый аргумент, Батый при всем желании не мог им пренебречь. Братьям казалось, что все самое страшное уже позади, и осталось с притворным смирением выслушать волю великого хана, который подтвердит завещание их отца, и вернуться, обратно на Русь, но Батый решил иначе: «Коль скоро братья так носятся с этим завещанием, пусть отправляются решать свой вопрос напрямую к великому хану, правителю всех монголов в столицу монгольской державы Какракарум».

ПУТЬ В КАРАКАРУМ

-10

Им предстояло преодолеть ещё четыре тысячи километров, их ждали пекло пустыни, песчаные бури, выдувающие душу, и степь, плоская, как тарелка, которая сводила с ума своей бесконечностью, все эти бескрайние просторы были владениями монголов, территорией их порядка, простого, логичного и безжалостного, как и сама степь. Спустя четыре месяца изнурительного пути, княжеский обоз приблизился к Каракаруму, над степью стоял рев и блеяние бесчисленных стад, окружающих столицу. Построенный на пустом месте менее чем за 30 лет, Каракарум превратился в город площадью триста семьдесят пять гектаров с населением около тридцати тысяч человек. Вода из реки по каналам подавалась в пруды и многочисленные бани, в домах для отопления под полами проходили дымовые каналы от печей. Над плоскими кровлями возвышались двенадцать языческих кумирен*(*кумирня- небольшая языческая обычно буддийская молельня),две мусульманские мечети и католическая церковь. Ханский дворец располагался на насыпном холме, высота холма полтора метра. Изнутри дворец был обит золотистым сукном, высокие пороги и семьдесят два опорных столба были обернуты листовым золотом. Во дворе стоял гигантский фонтан, серебряное дерево со львами и змеями из пасти которых во время ханских пиров извергались кумыс и рисовое пиво. Разноязыкая пестрая толпа текла по улицам, вдали возвышался ханский дворец, называемый Тумен амгалам (десять тысяч благоденствий). Обрывок русской речи резал по ушам, русских здесь было много, мужчины, женщины, дети, и все они были рабами. Каракарум был больше похож на гигантский базар, чем на город, туда были свезены немыслимые богатства со всего мира, здесь тысячи пленников не разгибая спины работали на своих повелителей. Прибыв в столицу, князья Александр и Андрей узнали, что великий хан умер, в Каракаруме теперь правит его вдова Хатун Огул гаймыш. Князьям выделили отдельный шатер неподалеку от дворца, там они должны были ждать когда великая Хатун Огул Гаймыш сможет их принять. У правительницы не было свободного времени, все свое свободное время она проводила за гаданиями с шаманами. Ходили слухи, что она не человек, а шулма- степная ведьма. Полтора года князья провели в степной столице на семи ветрах под чужим небом.

Наконец, их призвали во дворец. Бездумно, чисто механически выполнив все надлежащие церемонии, Александр взглянул на Хатун и содрогнулся, у неё как-будто не было лица, неподвижная, густо набелённая маска с пустыми провалами глаз смотрела в никуда, будто созерцая иные миры. Хатун не пожелала признать Александра правителем всей Руси, как этого хотел Батый. Андрей получил ярлык на Владимир, Александр- на Киев и Новгород. Самое страшное осталось позади, но на Русь Александр Ярославич вернулся другим. Прожив некоторое время среди монголов, князь увидел совершенно другую цивилизацию, эти люди словно были созданы не из плоти и крови, а из песка и степного ветра. Мощь этой империи была сверх человеческого разумения и не поддавалась исчислению.

В Новгороде Александра ожидали посланники от папы Римского они предложили союз против монголов в обмен на принятие католического учения. Раскол единой церкви Христовой на римско-католическую и греко-православную называемый Великой схизмой произошел в1054 году хотя деление началось задолго до этого, Рим и Константинополь разошлись сначала по политическим причинам, и далее век за веком все значительно усложнялось. Исповедуя одну и ту е христианскую веру, католики и православные различаются в вопросах богословия, особенностях богослужения церковной политики и культуры. Папским посланникам Александр ответил: « От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, и от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до Страсти и до Воскресения Его, а от Воскресения Его и на небеса Восшествия и от царствия Великого Константина и до Первого Собора и до Седьмаго Собора: сия вся ведаем добре, а от вас учения не принимаем».

Кардиналы никак не ожидали такого ответа, по их мнению, князь Александр был не в том положении, чтобы отказываться от покровительства самого Папы и от западной помощи. Однако, Александр Ярославич очень хорошо знал, что делает, и никакие политические соображения не могли заставить князя поступиться спасением души и верой своего народа, к тому же поездка в Каракарум открыла ему глаза, монголы- тот самый народ от края земли, о котором говорили библейские пророки, против него бесполезно военное искусство и военная хитрость, это стихия, которой невозможно противостоять хоть с западной помощью, хоть без неё. Поэтому не приняв западную военную поддержку в обмен на католическое учение, Александр ничего не потерял, а только отстоял свою православную веру. Католики на подвластных им землях меняли все: государство, язык, культуру, вероучение, в то время как орда не навязывала никому своих обычаев и не тащила никого в свою веру. Но это понимали не все, младший брат Александра великий князя Владимирский Андрей Ярославич перестал платить дань орде. Батый вызвал в орду обоих братьев, Александр поехал один, без брата. Реакция не заставила себя ждать, на земли Андрея был отправлен карательный отряд Неврюева рать, князь Андрей был разбит и бежал в Швецию. Владимирская Русь поверглась страшному разорению, а ярлык на великое княжение Батый передал Александру. Как и десять лет назад его конь ступал по выжженной земле, снова руины городов кучи трупов и тучи воронья, везде чувствовался чудовищный смрад гари, который он так отчаянно пытался забыть, но не мог и уже не сможет забыть никогда. Александр Ярославич сел на Владимирский престол и как прежде это делал его отец, стал медленно восстанавливать разоренные города.

В 1257 году во всех подвластных великому князю землях, шла монгольская перепись. ордынские чиновники аккуратно вносили в свои бесконечные списки тех, кто должен платить дань, новгородцы решительно этому воспротивились, они считали их город не был завоеван Батыем, они свободные люди и никому ничего не должны платить. Началась смута. Посадник и бояре пытались уговорить вече покориться, но не сумели, Новгород бушевал до тех пор, пока не явился великий князь Александр Ярославич с дружиной и ордынскими послами, он жестоко подавил мятеж, а зачинщикам бунта велел публично урезать носы и выколоть глаза. Зачем глаза тем, кто и так слеп? они думают, Батый прежде не дошёл до Новгорода, да и сейчас не дойдет, никакие леса и болота не остановят тех, кто прошёл полмира. Придет монгольская рать и не будет больше господина Великого Новгорода, богатого, хоть и слепого в своей гордыне. Ни одному вольному городу Европы даже не снилась такая обширная территория, которой владел Новгород, ни один торговый город Руси не обладал такими средствами, и никому прежде не удавалось держать этот город так как это делал Александр Ярославич. Ещё много лет спустя новгородцы будут в договорах прописывать отдельным обязательством князя: «не творить яко Александр». Новгород стал платить ордынскую дань, карательного похода не было. Александру Ярославичу удалось ещё несколько лет поддерживать добрые отношения с ханом Батыем, его наследник Сартак сам был христианином. Орда была уже готова перейти от язычества к единобожию и выбирала между исламом и христианством, но поехав в Каракарум за подтверждением своих полномочий, обратно Сартак не вернулся он был отравлен по приказу Берке, который и стал ханом орды а в следующем столетии орда примет ислам В это время сбор русской дани Каракарум поручил исламским купцам бухарцам или бесерменам как их называли на Руси. Откупщики в сопровождении ордынских отрядов вели себя вызывающе и буквально грабили и без того обнищавшее население Владимирской Руси. Однако последней каплей стала их попытка распространения ислама. Князь не мог открыто противостоять бесерменам, ведь они считались официальными представителями монголов, но и терпеть эти их бесчинства Александр Невский не собирался. Он разослал по городам грамоты с коротким и ясным призывом: что татар бити. Первым восстал Ярославль, где своими бесчинствами прославился бывший монах Засима, принявший ислам и перешедший на службу к бесерменам. Засиму и его хозяев убили, а тела их бросили собакам. За малое время восстание охватило огромную территорию. Во Владимире , Суздале, Ростове, Переславле Залесском откупщиков перебили и изгнали из городов. Тогда хан Берке поставил великого князя Александра перед выбором: или большая карательная экспедиция разорит непокорные города или на Руси проводится военный набор для монгольской армии. Александр Ярославич спешно поехал в орду, по словам летописцевя:

«За христианы с погаными перемакаться. Больше года он вместе с Берке скитался по его обширным кочевьям в конце концов хан сменил гнев на милость. Осенью 1263 года Александр Невский выехал из Сарая, ему было 42 года но он уже чувствовал себя немощным старцем. Была ли причиной тому болезнь или ему поднесли отраву в орде, это уже не имело никакого значения. Князь велел остановиться в Волжском Федоровском монастыре, где находилась высокочтимая святыня- чудотворный образ Божьей матери, спустя 350 лет иконой Федоровской Божьей матери будет благословлен на царство первый правитель из династии Романовых. Чин пострижения требовал много усилий, доползти до игумена, трижды поднять брошенные им ножницы, чтобы доказать твердость своего намерения и готовность к самоотречению и смирению, только тогда можно родиться заново, в жизнь вечную.

НАСЛЕДИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

-11

14 ноября 1263 года в Федоровском монастыре отошел ко Господу схимонах Алексий, который ещё вчера был великим князем Владимирским и киевским Александром Ярославичем. Через несколько дней во Владимире митрополит Кирилл, выйдя к собравшимся, перед Успенским собором горожанам, сказал: «Чада мои милые, разумейте, яко заиде солнце русской земли».

Князь Александр Невский был прославлен в лике святых благоверных в середине 16-ого века, а почитание святого князя началось сразу после его смерти.

Согласно церковному преданию нетленные мощи князя Александра были чудесным образом обретены накануне Куликовской битвы. В 1723 году по велению Петра первого мощи святого князя были перевезены из Владимира в Петербург, в только что заложенную Александро-Невскую лавру, которая и дала имя главной улице империи, Невскому проспекту. С этого времени почитание Александра Невского приобрело государственный характер, трое российских императоров были наречены Александрами в его честь. В советское время, в 1942 году, одним из первых военных орденов был установлен орден князя Александра Невского, в настоящее время это единственный орден, который объединяет наградные системы Российской империи, советского союза и Российской федерации. Смирив гордость, он признал зависимость от орды и этим спас свою страну от полного уничтожения. Своим выбором Александр Ярославич предопределил дальнейший ход русской истории. И его военные подвиги на западе против ордена, и подвиг смирения на Востоке в орде, имели одну цель- сохранение русского православного государства. Когда умер Александр Ярославич, его младший сын Даниил был ещё совсем ребенком и на постриг к амвону княжичу пришлось идти без отца, однако, он продолжит то, что начал его отец.