Найти в Дзене

С чего начать Zettelkasten? Бумажные заметки: подробная инструкция

Оглавление

Никлас Луман вёл свою картотеку на листах А6. Он брал обычный А4 и разрезал его на 4 части. За свою жизнь он создал 90.000 карточек, благодаря чему издал 70+ научных книг и 400+ статей.

Подробнее об истории создания Zettelkästen и преимуществах системы:

Как Н.Луману удалось издать 70+ научных книг и 400+ статей с помощью умных заметок Zettelkästen
Спецагент по счастью31 января 2023

Практическая сторона метода. С чего начать создание своей базы знаний?⬇️

Никлас имел 4 типа карточек (вы можете выбрать карточки разного размера или цвета в зависимости от их типа, чтобы различать визуально):

  1. Основные карточки с мыслями
  2. Карточки с ресурсами/источниками
  3. Карточки-индексы
  4. Карточки с ключевыми словами (тегами)

Когда у вас появляется мысль сразу решите вносить её в картотеку или нет? В каком случае эта мысль вам может пригодится?

Как начать свою картотеку? Мой простой пример:

Сегодня дочь Юля мне рассказала, что фламинго изначально не розовые, а чёрно-белые. А вот когда они начинают есть креветок, то розовеют. Это она услышала на YouTube-канале "Блиппи" и в приложении от Kinder

Этап 1. Создаём набор карточек #1 (основные мысли)

Сначала пишите заголовок и саму мысль. И следуйте этапам по порядку.

А как ставить связи, ключевые слова и ресурсы будет указано чуть дальше.

1. Почему фламинго розовые?
Фламинго рождаются черно-белыми. Их цвет меняется на розовый, когда они начинают есть креветок. Чем больше креветок съедают, тем более розовый их цвет.
Связанные карточки: 1.1
Подтверждаюющие мысли:
Опровергающие мысли:
Ключевые слова (теги): детская викторина, детские книги в стиле "почемучки", птицы, фламинго, дети
Обратная сторона карточки:
Ресурс: 1 (Блиппи в зоопарке. Ролик от 12.04.22), 2

Следующая карточка продолжает мысль о фламинго, поэтому присваем ей номер 1.1.

1.1 В какую сторону у фламинго сгибаются колени?
Колени у фламинго сгибаются назад, а не вперёд как у животных или людей
Связанные карточки: 1
Подтверждающие мысли:
Опровергающие мысли:
Ключевые слова (теги): детская викторина, детские книги в стиле "почемучки", птицы, фламинго, дети
Обратная сторона карточки:
Ресурс: 1, 2

Следующая карточка совершенно на новую тему. Поэтому присваиваем ей #2

2. Как не откладывать дела на потом?
Любую большую задачу (крупные проекты - "слоны") можно разделить на подзадачи. Поэтому необходимо:
• определите сколько сейчас есть времени? 5, 10 или 20 минут. Выбрать соответствующую задачу
• подумайте как можно максимально упростить задачу, чтобы сделать её, например, за 10 минут?
• проговорите несколько раз аффирмацию "у меня всё получается легко"
Мозг отбросит всё лишнее и сфокусируется на конечном результате. Так вы сделаете всё быстрее и легче
Связанные карточки: 3, 3.1
Подтверждающие мысли:
Опровергающие мысли:
Ключевые слова (теги): блогер, продуктивность, аффирмации, прокрастинация, ведение бизнеса, тайм-менеджмент
Обратная сторона карточки:
Ресурс: 3. Телеграм-канал MMARGO (подкаст от 28.01.23)

Следующая карточка на новую тему, но связана с предыдущей, поэтому добавим сразу связи между ними:

3. Три категории дел
• быстрые дела
• дела среднего масштаба
• слоны
Связанные карточки: 2, 3.1
Подтверждающие карточки:
Опровергающие карточки:
Ключевые слова: список дел, задачи, бизнес, тайм-менеджмент
Обратная сторона карточки:
Ресурс: 4 (введение)

Карточка ниже продолжает тему, поэтому присваем ей #3.1

3.1 Задачи - "слоны"
Масштабные дела, которые никак не успеть выполнить за один день: оформить сделку покупки дома, сделать ремонт в доме, открыть книжный магазин
Связанные карточки: 2, 3
Подтверждающие карточки:
Опровергающие карточки:
Ключевые слова: ремонт, дом, книжный магазин, список дел, крупные проекты
Обратная сторона карточки:
Ресурс: 4 (введение)

На обратной стороне каждой карточки нужно указать источник информации. Указывается на обратной стороне, чтобы не отвлекало от смысла карточки

Этап 2. Создаём набор карточек #2 (ресурс/источник) и тут же указываем какие карточки с основными мыслями относятся к данному ресурсу

Карточка с ресурсом содержит название, описание и связанные карточки

1. YouTube-канал Блиппи
Описание ресурса: Детский познавательно-развлекательный канал о мире вокруг, детских зонах и интересных местах
Карточки: 1, 1.1

2. Приложение от Kinder (Applaydu)
Онлайн-игры с фигурками из Kinder-сюрпризов
Карточки: 1, 1.1

3. Марго Савчук
Блогер, миллионер. Сооснователь курса "Instaboss", создатель интенсива по Telegram
Запуск Instaboss 4.0 на ₽300+ млн
Запуск интенсива по Telegram: ₽17 млн + ₽68 млн + ₽3,7 млн
Карточки: 2

4. Книга "Быстрые результаты" А.Парабеллум, Н.Мрочковский
10-дневный курс по повышению личной эффективности
Карточки: 3, 3.1

Дальше создаём связи между карточками и ставим ключевые слова

Этап 3. Создаём набор карточек #3 (карточки-индекс)

Состаяляем список заголовков основных карточек, чтобы можно было быстро пробежаться по списку и понять, есть уже похожие мысли в картотеке или нет, когда хотим добавить новую

1. Почему фламинго розовые

2. Как не откладывать дела на потом?

3. Три категории дел

Этап 4. Набор карточек #4 (ключевые слова ставим в алфавитном порядке и рядом указываем номера карточек, где встречается тег)

Здесь все указывать не буду. Но в любой картотеке это делать нужно.

  1. Аффирмации 2
  2. Бизнес 2, 3, 3.1
  3. Блогер 2
  4. Детская викторина 1, 1.1
  5. Детские книги 1, 1.1
  6. Дом 3.1
  7. Птицы 1, 1.1
  8. Тайм-менеджмент 2, 3, 3.1

В чем поможет Zettelkästen?

По ключевой фразе "детская викторина" вы можете впоследствии собрать вопросы для детского праздника или мероприятия

По ключевыми слову "блогер" соберёте тонкости их работы. Сможете развить свой личный бренд в соцсетях, либо взять клиента на эту услугу

По ключевому слову "тайм-менеджмент" вы сможете собрать список профессиональных навыков менеджера, чтобы затем нанять к себе в команду идеального ассистента.

✅То есть вы, ставя ключевые слова, вы сразу думаете, в каких случаях информация с карточки вам может пригодится. И периодически добавляете новые.

(?) Для меня загадка, как создать список ключевых слов в алфавитном порядке от руки. Поскольку всё время появляются новые, а предыдущие уже написаны ручкой.

Этап 5. Формируем коробочки

➡️Коробочка 1 с основными мыслями. Складывается в таком порядке: 1, 1.1, 2, 3, 3.1

Если появится мысль 2.1, то вкладываете её между карточками 2 и 3

➡️Коробочка 2 с источниками

Складывается карточки по порядку: 1, 2, 3, 4

➡️ Коробочка 3 (можно блокнот) со списком заголовков

➡️Коробочка 4 (можно блокнот) со списком ключевых слов

Отступление. Оригиналы статей изначально были на немецком языке, затем их переводили на английский и потом на русский. Из-за неточностей перевода возникает недопонимание нюансов. В данной статье я поделилась тем, как пробую использовать его на основании из открытых источников. Если у вас есть более точные данные, то я с радостью вникну в материал, чтобы улучшить свой.

Встречаются рекомендации, что писать карточки вы можете всю неделю, а затем сесть и проставить все связи и индексы между ними на 7й день.

Но я всё-таки склоняюсь к тому, чтобы добавлять детали как только возникнет такая возможность.

🔺️Теперь, минусы бумажного метода:

1. Нужно выбирать удобный состав бумаги (в сети есть рекомендации)

2. Рекомендуют писать печатными буквами чёрной ручкой

3. Нельзя добавить картинки к карточкам

4. Нельзя добавить ссылки на источники

5. Нужно продумать хранение

6. Нужно продумать перевозку в случае путешествия/переезда

7. Карточек может не оказаться под рукой

8. Интересная мысль может прийти к вам ночью, а в телефон записать удобнее в таком случае, чем искать карточки

✅Плюсы:

  1. Наверное удобно создавать новый материал, когда можно разложить все карточки перед глазами
  2. Такой вариант подходит для тренировки метода, чтобы уловить суть

Ожидается:

Часть 3. Как я начала вести Zettelkästen в Google Keep?

=====

Я стала заметно счастливее, благодаря урокам из этого закрытого Telegram-канала. ➡️Присоединяйтесь! 100% из 100 вступивших в канал рады и благодарны!

КЛЮЧ К СОЗНАНИЮ