Выпускнику сегодня приходится разбираться в грамматических ошибках. Потому что это умение проверяют на ЕГЭ по русскому языку в задании 8. Мы попробовали с вами разобраться с неправильным употреблением причастного оборота, а также выполнили тест, приближенный к ЕГЭ. Остались вопросы? Попробуем на них ответить.
Освежить в памяти школьные знания о причастии и причастном обороте можно с помощью этой статьи.
Пройти тест на определение грамматических ошибок можно здесь.
Нам нужно было среди нескольких предложений найти одно, в котором с причастным оборотом случилась неприятность: его неправильно употребили.
✓1
В стартовом задании нужно было заподозрить неладное вот в этом предложении:
🤦Надвигающаяся буря на город пугает местных жителей🤦
Смотрим на это предложение. Где причастие? Надвигающаяся (от глагола надвигаться).
Есть ли зависимые слова? Можно ли от причастия задать вопрос к другим словам?
Есть. Надвигающаяся (куда?) на город. Вот он причастный оборот.
А надвигается кто или что? Если подумать, то явно буря. Это определяемое слово.
Посмотрим внимательно на расположение этой самой бури. Каким-то чудом определяемое слово оказалось внутри причастного оборота.
❌Надвигающаяся буря на город❌
Определяемое слово не может тут находиться! Оно или дирижирует оборотом, становясь перед ним, или же следует за ним.
✅ Надвигающаяся на город буря пугает местных жителей✅
✅ Буря, надвигающаяся на город, пугает местных жителей ✅
✓2
Здесь должно было впасть в немилость вот это предложение:
🤦Я восхищаюсь актером, сыгравший такого сложного, неоднозначного персонажа🤦
Причастие - сыгравший (от глагола сыграть). Ищем его зависимые слова.
Сыгравший (кого?) персонажа. Персонажа (какого?) сложного, неоднозначного.
Значит, причастный оборот выглядит так: "сыгравший такого сложного, неоднозначного персонажа".
Поищем определяемое слово. Кто сыграл? Понятно, что актёр.
Мы знаем, что причастный оборот обязан согласовываться в роде, числе и падеже с определяемым словом. Таков закон. И его нарушать нельзя. Ведь именно вопрос, который мы задаем от определяемого слова к обороту, помогает нам избежать ошибок.
Я восхищаюсь актёром (каким?). Это явно творительный падеж. А у нас в предложении именительный.
❌ Актёром (каким?), сыгравший такого сложного, неоднозначного персонажа❌
✅ Я восхищаюсь актёром (каким?), сыгравшим такого сложного, неоднозначного персонажа✅
✓3
В третьем вопросе нужно было обнаружить расставание определяемого слова с причастным оборотом: они оказались оторваны друг от друга. А это неправильно, потому что по нормам грамматики они стараются надолго не разлучаться.
❌ Река уходила в горы, обнимавшая берег❌
Обнимавшая - причастие (от глагола обнимать).
Обнимавшая (что?) берег. Вот причастие и его зависимое слово.
А что же берег обнимало? Река!
Почему-то определяемое слово оказалось в начале предложения в одиночестве, а причастный оборот уехал к финалу предложения.
✅ Река, обнимавшая берег, уходила в горы✅
✓4
Здесь случился настоящий фокус! Задания сами себя делали, а ученики в изумлении за этим наблюдали. Да-да, тут встретилась довольно редкая для ЕГЭ ошибка - употребление действительного причастия вместо страдательного.
❌ Задание, выполняющееся учениками, позволяет закрепить изученную тему❌
Итак, выполняющееся - причастие (от глагола выполняться).
Выполняющееся (кем?) учениками.
Определяемое слово здесь ЗАДАНИЕ. Оно ж выполнялось.
А ведь выполняющееся - это действительное причастие, оно обозначает такое действие, которое совершает сам предмет.
Получается, что задание само себя выполняло. Это невообразимо с точки зрения здравого смысла. Тут ученики нужны всё-таки, как без них?
Тут бы одна моя коллега не согласилась бы. Как напишут дети контрольные на двойки, так делают вид, что к этому не имеют никакого отношения. Задания как-то сами себя решили неправильно. Вот же озорники!
Чтобы обозначить, что не сам предмет создаёт это действие, нужно употребить страдательное причастие.
✅ Задание, выполняемое учениками, позволит закрепить изученную тему✅
✓5
Здесь уже знакомая нам ошибка - определяемое слово взбунтовалось и разорвало причастный оборот.
❌ Устроившего пассажира скандал высадили на первой же станции❌
Устроившего - причастие (от глагола устраивать).
Устроившего (что?) скандал. Вот и слово зависимое у причастия нашлось.
А что ж за дебошир скандал устроил? Пассажир. Определяемое слово втиснулось явно не туда.
В этом предложении ошибка чувствуется сразу, потому что затрудняется произнесение. В таком варианте предложение не так уж и просто озвучить, натыкаешься на трудности.
Стоит убрать пассажира за границу причастного оборота. Тогда сразу все наладится.
✅ Устроившего скандал пассажира высадили на первой же станции✅
✓6
В предпоследнем задании нужно было обнаружить разрыв в тандеме "определяемое слово и причастный оборот".
Опять определяемое слово убежало далеко от причастного оборота.
❌ Дорога эта манила меня, уходившая в горы❌
Уходившая - причастие (от глагола уходить).
Уходившая (куда?) в горы.
А что уходило в горы? Дорога.
Определяемое слово оказалось на старте, а сам оборот на финише. Так нельзя.
✅ Дорога эта, уходившая в горы, манила меня✅
✓7
В финальном задании нужно было выследить предложение, в котором опять определяемое слово нарушило миграционный режим, спрятавшись внутрь причастного оборота.
❌Поднявшийся самолёт в небо поразил Виталика❌
Поднявшийся - причастие (от глагола подняться).
Поднявшийся (куда?) в небо.
Что же в небо поднялось? Самолёт.
Согласно законам грамматики определяемое слово не может стоять в середине оборота.
✅ Поднявшийся в небо самолёт поразил Виталика✅
✅ Самолёт, поднявшийся в небо, поразил Виталика.
😀Полезные материалы для ЕГЭ можно найти в этой подборке😀
Предлагаю вашему вниманию и другие тесты:
Спасибо, что прочитали статью до конца! Рада вас видеть на своём канале! Заходите в гости!