Конечно, сохранять!
В то же время в странах Европы, Великобритании и США уже давно очень спокойно к угрожающим выкидышам в ранние сроки беременности. Никто не хватает этих женщин, не укладывает в стационар, не назначает десяток препаратов.
"Ок, - говорят наши западные коллеги, - если выкидыш не произойдет, приходите через две недели".
Каждый раз, когда пациентки рассказывают мне о том, как хорошо на условном “Западе” и как плохо у нас, я улыбаюсь. Как в реальности обстоят дела знают врачи и люди, постоянно там проживающие. Те самые, которые ежегодно возвращаются на Родину, чтобы пройти комплексный профосмотр, вылечить зубы и решить другие медицинские проблемы.
Ожидание консультации узкого специалиста может длиться месяцами, очередь на МРТ растягивается до года. Там невозможно криком и угрозами заставить врача вернуться в кабинет и заставить продолжать прием пациентов после завершения рабочего дня.
Никто на “Западе” не будет возиться с “сохранением” беременности в первом триместре беременности, потому что есть исследования, гайдлайны и протоколы, в которых черным по белому написано: 80% выкидышей до 8 недель и 60% до 12 недель связаны с естественным отбором. Эти беременности сохранить невозможно, не стоит и пытаться.
Представьте подобную ситуацию в России. Желанная беременность, задержка, тесты, витамины, мечты и вдруг - кровянистые выделения! Скорая помощь с мигалками везет в гинекологический стационар, срочное УЗИ - плодное яйцо на месте, ура! Капельницы, уколы, постельный режим. Так выглядит картинка в нашем представлении. Что будет, если гинеколог в приемном скажет: “Ок, если беременность сохранится, приходите через пару недель в женскую консультацию”.
Врача распнут, растерзают, засудят. Жалоба Президенту, комиссия от Минздрава. И все это при том, что российские акушеры-гинекологи - не идиоты. Они тоже прекрасно знают, что 80% выкидышей до 8 недель и 60% до 12 недель сохранить невозможно. Ни одной таблеткой, ни тремя, ни капельницей, ни горстью препаратов.
В 2016 году я писала о том, что отечественная традиция “полежать на сохранении” может быть не просто бессмысленной, но и небезопасной. Ожидаемо в комментариях царили три точки зрения:
- “Как без сохранения??? Земной поклон врачам, которые спасли меня и моего ребенка!” и “А мне помогает”. Очень хорошо, что удалось победить, помогло и вы благодарны врачам.
- “Врачи кладут в больницу просто для галочки, для отчетности, для подстраховки”. Отчасти, это верно. Врачу женской консультации часто намного проще госпитализировать, чем брать на себя ответственность и риски. Это требует времени, сил и желания. С другой стороны, расходуются гигантские денежные средства фонда ОМС, всегда жаль, когда госпитализация явно не обоснована.
- “В больнице можно отдохнуть от работы и домашних хлопот!” Согласна, во время беременности это важно, особенно в первом триместре. Было бы безопаснее и дешевле просто предоставлять всем беременным оплачиваемый отпуск на 4-6 недель в первом триместре. а не делать вид что мы “лечимся” и “лечим”.
Ситуация в отечественном акушерстве не делается лучше. Все меньше бесполезной но-шпы, это хорошо. Но все больше препаратов прогестерона - рекой льются многочисленные «дюфастоны» при малейших жалобах на дискомфорт или вообще без жалоб. Угрожающий выкидыш — это кровотечение в ранние сроки беременности. Не «гипертонус по УЗИ», не боли внизу живота, не бежевые или коричневые выделения. Есть кровотечение — делаем УЗИ, смотрим, есть ли что спасать? Не внематочная ли беременность?
Самопроизвольные выкидыши, неразвивающиеся беременности, преждевременные роды - одна из неразрешенных медицинских проблем. Несмотря на все достижения современной медицины, единственное, что могут сделать акушеры-гинекологи - как можно скорее доставить женщину с преждевременными родами в сроке 22-36 недель в стационар 3-го уровня. Туда, где созданы все условия для спасения малыша. С 2012 года в РФ выхаживают 500-граммовых младенцев. Это непростая задача, но неонатологи - настоящие волшебники.
Все наши трактоцилы, гинипралы, нифедипины имеют единственную задачу: успеть провести профилактику дыхательных расстройств у новорожденного и довезти малыша в специализированный роддом в самом лучшем кювезе - в утробе матери.
Никакая поддерживающая терапия неэффективна. Принимать гинипрал в таблетках “от тонуса” - бессмысленно. “Тонус” - это не угрожающие преждевременные роды. Это нормальная активность матки - мышечного органа. Это реакция организма на проблемы с опорожнением кишечника. Если при УЗ-цервикометрии (измерение длины шейки матки с помощью трансвагинального УЗИ) цервикальный канал сомкнут, а длина шейки более 3 см - пациентка не нуждается ни в какой сохраняющей терапии.
Женщина взволнована, встревожена, у нее “тонус”, ей больно. Машина с мигалками везет в стационар. Госпитализируют? Обязательно! Попробуй не госпитализировать. Проведут лечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи - гинипрал, трактоцил, профилактика синдрома дыхательных расстройств. Подаблюдают и выпишут.
“Сохранили”.
Приходите дружить в Телеграм и ВК, там квизы о здоровье, разбор клинических случаев и еще много всего интересного.