Вообще говоря, этот выпуск я собирался посвятить Иоганну Гутенбергу и некоторым его последователям. Но внезапно обнаружил, что большинство моих знакомых никогда не задумывалось, как именно происходит полиграфическая печать. А без этого понимания, как мне кажется, невозможно оценить и то, что именно придумал Гутенберг. Так что простите, герр Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (да-да, ударение именно там, хотя мы привыкли говорить "Гутенбе́рг"), придётся Вам немного подождать. А мы пока поговорим о технологиях печати.
Как представляет себе процесс печати обычный человек? Большинство, согласно соцопросам, - примерно так, как работают офисные печати и детские штампики.
Печатающая поверхность представляет собой рельеф, выпуклая часть которого покрывается краской или чернилами, а затем прикладывается к бумаге. Такой принцип называется высокой печатью.
Считается, что зародилась она ещё в первобытном обществе, когда кому-то пришло в голову, что отпечаток грязной руки на стене пещеры смотрится в целом неплохо.
По принципу высокой печати работает, например, печатная машинка: выступающие литеры бьют по бумаге через красящую ленту, перенося таким образом краску с ленты на бумагу. Так же работали и первые печатные станки, разве что форма (образ печатного листа) прижималась к бумаге не посимвольно, как на машинке, а целиком. Обратите внимание, что литеры даны в зеркальном отражении: иначе при печати у нас получится абракадабра.
В искусстве высокая печать представлена такими техниками, как ксилография (гравюра на дереве) и несколько более современная линогравюра (гравюра на линолеуме).
Мастером ксилографии был, например, Альбрехт Дюрер. Присмотритесь: здесь нет переходов тона, оттенки переданы исключительно линиями. Работа очень тонкая и кропотливая: мастеру предстоит изъять всё, что останется "белым", оставив только "чёрное". На одну доску уходили недели, а то и месяцы. Конечно, печатать таким образом целые книги было бы слишком дорого.
Линолеум появился в середине XIX в. и сразу стал востребован художниками, поскольку легко поддавался обработке. Для линогравюр характерны большие плоскости, залитые одним цветом, и чёткие широкие линии.
Давайте посмотрим поближе (к счастью, линогравюрой я немного занимался в художке и могу показать, как это делается, пусть и на ученической работе). С инструментами в 1980-х было не очень-то хорошо, поэтому резцы мы делали сами из канцелярских перьев: изгибали плоскогубцами, вставляли в ручки обратной стороной и затачивали. Разумеется, вариативность штриха была в таких случаях минимальной.
Итак, целью этой работы было сделать гравюру или эстамп (от фр. оттиск, отпечаток) по картине Нико Пиросмани.
А вот так выглядит штамп или, как говорят художники, "доска" из отшлифованного линолеума: она без подложки, но для прочности наклеена на картон. Как нетрудно заметить, композицию автор (я) отзеркалить забыл.
Казалось бы, есть у тебя высокая печать, что еще нужно? Однако у высокой печати обнаружилось много недостатков, и чем круче росли тиражи, тем сильнее эти недостатки проявлялись.
Так, печатные формы с тонкими элементами быстро стачивались, а поскольку изготавливали их из свинцовых сплавов, то печатники в прямом смысле дышали свинцом. Кроме того, от сильного давления обратная сторона бумаги могла деформироваться, и нанести на неё изображение становилось сложнее: приходилось закладывать время на разглаживание. Да и разрешение иллюстраций долгое время оставалось низким.
И вот примерно в 1890 г. чех Карел Клич изобрёл глубокую печать. Хотя по правде говоря изобрёл он только технологию сравнительно быстрой глубокой печати, адаптировав для этого известную ещё с XV в. художественную технику офорта.
Офорт - это гравюра на отшлифованной металлической доске, которая покрывается стойким лаком. Художник специальной иглой наносит (процарапывает) рисунок и погружает доску в кислоту. Кислота разъедает ("протравливает") металл, но не трогает лак.
В полученные углубления втирают краску, а с выступающих (не протравленных) участков излишки снимают тампоном. Затем печатную форму накрывают слегка увлажнённым листом плотной бумаги и прокатывают на офортном печатном станке с цилиндрическим валом.
Чем же так хорош офорт? В первую очередь тем, что он похож на рисунок: штрих наносится иглой практически так же, как карандашом, и его толщина гораздо меньше, чем толщина "приподнятой" линии в лино- или ксилографии.
Но гораздо важнее другое. Экспериментируя с временем травления, художники обнаружили, что от глубины протравленного штриха зависит количество краски, которое останется на листе. А раз так, можно варьировать интенсивность цвета, последовательно закрывая лаком и протравливая области от более светлых к более тёмным. (Напоминает процесс проявления чёрно-белых фотографий, если кто ещё помнит.) Так простые, близкие ксилографиям офорты вдруг обрели почти живописные масштабы.
Как видите, при помощи глубокой печати можно было передать даже самые сложные иллюстрации. Именно поэтому в старых книгах по искусству, где есть вклейки из плотной бумаги, вы скорее всего увидите именно эту технику. Она же использовалась и при печати самых красочных советских журналов, "Огонька" и "Работницы".
Но если есть плюсы, то есть и минусы. В данном случае, основной минус - очень высокая стоимость печатных форм.
Одним из решений стала плоская печать. Как и в предыдущих вариантах, за основу был взят уже имеющийся художественный метод - литография, которую изобрёл в конце XVIII в. немецкий актёр-любитель Алоиз Зенефельдер. По легенде, он стал высчитывать сумму долга из прачечной прямо на каменной скамье, а потом по рассеянности выложил туда же влажное белье, и цифры отпечатались на ткани (почему он получил бельё из прачечной влажным, легенда умалчивает). Как бы то ни было, лет через 20 изобретатель опубликовал своё "Точное руководство печатания на камне", и литография вошла в моду, составив серьёзную конкуренцию другим видам гравюры.
Чем же так хороша литография? Тем, что для неё нужны только камень, жирный "литографский" карандаш или тушь и немного таланта.
На отшлифованный камень карандашом или тушью наносят рисунок, после чего поверхность слегка протравливают слабым раствором кислоты и замывают крахмальным составом - декстрином. Там, где был рисунок, остается жировая плёнка, на которую "ложится" типографская краска, а области, обработанные кислотой, не прокрашиваются, остаются белыми.
В середине XIX в. в США на базе литографии изобрели новый метод печати - ротационный. Принцип его был аналогичным, однако краску с литографского камня при помощи картонного вала переносили на вращающийся металлический цилиндр, что значительно ускорило процесс.
Как-то в начале XX в. американец Айра Вашингтон Рубель забыл вставить печатающий цилиндр, и изображение отпечаталось прямо на резиновом прижимном валике. Как ни странно, оно оказалось чётче и служило дольше. Так родился офсет.
При современной офсетной печати вывод изображения осуществляется на специальные фоточувствительные пластины, по одной на каждый цвет. Эта технология позволяет печатать изображение практически любой цветности с повышенной чёткостью. Книжная продукция в России вот уже почти 30 лет печатается исключительно офсетным способом.
А потом началась цифровая эпоха, и... Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.
#переплёт #имхи_и_омги