Многие люди считают, что инвалидные коляски – это современное приспособление, используемое буквально лет пятьдесят, не больше.
Однако, данное мнение ошибочно.
Точное время изобретения первой кресло-коляски для людей с ограниченными возможностями, конечно, неизвестно.
Но есть документальные доказательства, что еще 700 лет назад уже были прототипы современных инвалидных колясок.
Инвалидные коляски без привода
Предположительно, первые инвалидные коляски представляли собой удобное кресло с подножками и подлокотниками.
Которое можно было только толкать, так как собственного привода на нем не было.
Также отсутствовала возможность поворачивать колеса.
Поэтому ручки для толкания были длинными, чтобы толкающий коляску человек мог без проблем ее поворачивать.
То есть, первые коляски больше походили на тачку с удобным сиденьем.
В дальнейшем коляски начали делать уже с рулевыми передними колесами.
Их также можно было только толкать, но благодаря 4-м колесам и возможности рулить, процесс толкания стал значительно проще.
Да и безопасность ощутимо выросла.
К слову, такие коляски очень близки по конструкции с современными кресло-каталками.
Которые широко используются в стационарах больниц для перевозки пациентов, которым противопоказана ходьба (после операций, при плохом самочувствии, травмах ног и т.д.).
Виды приводов на старинных инвалидных колясках
С двумя ручками.
Считается, что первым ручными приводом на кресло-колясках был передаточный механизм, использующий всего 2 шестерни.
Для передвижения необходимо было крутить ручки, которые передавали усилие на колеса путем прямого сцепления.
Из-за низкого передаточного числа и высокого веса кресла крутить ручки было достаточно тяжело.
А максимальная скорость оставляла желать лучшего.
Но на то время это был прорыв, так как ранее у инвалидов отсутствовало хоть какое-то средство для самостоятельного передвижения.
Правда, изготавливались такие коляски только на заказ и стоили очень дорого.
Ну и найти умельца была задача не из простых, так как на всю страну могло быть буквально пару человек.
Поэтому для 99,9% людей с ограниченными возможностями, кресло-коляски с приводом оставались недоступной роскошью.
С живой тягой.
Среди старинных инвалидных колясок можно встретить модели, которые приводились в движение вьючными животными.
В частности, запрягались ослики, так как лошади были слишком быстрыми и непредсказуемыми.
Естественно такие кресло-коляски могли использоваться только для улицы.
А чтобы подготовиться к прогулке требовалась помощь еще одного человека, потому что запрячь осла было не так просто.
Классический привод.
Чуть позднее уже появились прототипы современных инвалидных колясок.
Правда, большие ведущие колеса на них располагались не сзади, как сейчас, а спереди.
Сзади же предусматривалось одно рулевое колесо (гораздо реже два).
Первые коляски с классическим ручными приводом были очень тяжелыми и жесткими.
Однако, по сравнению с аналогами, буквально летали и радовали инвалидов минимальной нагрузкой на руки и спину.
Поэтому именно по данному пути пошел прогресс.
И сегодня мы видим практически точную копию ретро колясок, но из облегченных материалов и с усовершенствованной эргономикой.
Стоит отметить, что изначально коляски подобного типа все же были без привода и предназначались для толкания.
И только после некоторого времени эксплуатации таких кресел, был придуман прямой привод.
Лучше которого до сих ничего не придумали, а прошло уже более 100 лет.
Рычажный привод.
Чуть позже были разработаны инвалидные коляски с рычажным приводом.
Который тоже используется до сих пор, однако не стал столь же популярным, потому что не обеспечивает высокой манёвренности.
Модели с рычажным приводом были длинными и громоздкими.
Передвигаться на них можно было только на улице.
С другой стороны большие колеса позволяли ездить достаточно быстро и преодолевать различные неровности на дороге.
Автоматизированный привод.
В прошлом изготавливали инвалидные коляски с электрическим и бензиновым двигателями.
Бензиновые кресло-коляски были больше похожи на современные трехколесные мотоциклы типа чоппер.
Массивная техника с далеко вынесенным передним колесом и длинным рулем.
Задние колеса ведущие, передние поворотные.
На обоих предусмотрены полноценные тормозные системы и крылья.
Также часто встречались приборы освещения и даже поворотники.
Из-за мотоциклоподобной конструкции, электрические коляски были проходимые и быстрые.
Но длинный руль существенно усложнял маневрирование.
Встречались и принципиальные иные модели.
С двумя колесами впереди, одним сзади и круглым рулем, фарами, дверцами по бокам.
Но в современном понимании, к инвалидным коляскам такую технику отнести сложно.
Это скорее автомобиль, адаптированный под людей с ограниченными возможностями по типу СМЗ С-3Д (разг. «инвалидка»).
Старые электрические коляски уже были двух видов.
Более ранний вариант – мотоциклоподобная техника с длинной рамой.
Управление осуществлялось с помощью вынесенного руля (как на бензиновых моделях) или уже рычагом.
Поздний вариант – обычная инвалидная коляска, оснащенная компактным электродвигателем и аккумуляторной батареей.
Управление приближенное к современному и выполнялось с использованием хоть и примитивного, но все же манипулятора.