Семья Пятяри была многодетной – пять детей вместе с Иваном, который родился в 1921-м году. Жили они в Красноярском крае, в маленьком селе Енисейск.
Мечта стать пилотом
Отец Ивана Викторовича работал на заводе завскладом, а мама занималась воспитанием малышей. Когда началась Гражданская война, родители поняли, что из Енисейска нужно уезжать, чтобы детей спасти. Тогда-то они и переехали в Башкортостан.
Иван окончил школу в 17 лет, уехал в столицу республики Уфу, где начал обучение в техникуме. В селах, где он жил до этого, не было аэроклуба, но в городе, где Ваня поселился, он был, и у парня появилась мечта – стать летчиком.
Учился в техникуме он хорошо, ну, а после бежал в любимый клуб, чтобы приблизить срок исполнения своей мечты. В армию его призвали в 1940-м, а там уже направили в Пермь, где находилось авиационное училище.
Великая Отечественная
Когда началась Великая Отечественная война, сразу Пятяри на фронт не послали. В одной из летных школ требовались инструктора для обучения молодых пилотов, и Ивана направили туда.
Он множество раз подавал рапорт о том, что ему просто необходимо отправиться на фронт, он хороший летчик, и мог бы принести пользу, находясь там, а не в тылу. И, наконец, его рапорт удовлетворили в середине лета следующего года, когда Пятяри смог прибыть на фронт.
Полк, в который он поступил на службу, был ночным, и состоял из легких бомбардировщиков. За последующие почти полгода Иван совершил более 140 вылетов, и каждый раз бомбил фрицев.
Фронт был Сталинградский, и именно здесь Пятяри получил свою самую первую награду. Это была медаль «За оборону Сталинграда». Тогда же ему удалось сменить свой легкий бомбардировщик на Ил-2, который был уже штурмовой машиной. Немцы опасались сталкиваться с этими самолетами, и даже прозвали их «Черной смертью». Они были стремительными и могли подниматься на очень большую высоту.
А в июле 43-го он уже воевал на Южном фронте. Всего лишь за две недели ему здесь удалось уничтожить: вагон, перевозивший немцам боеприпасы, одну цистерну, в которой находилось горючее, а также два зенитных орудия, один миномет, и три грузовика.
Награды
Через месяц он уже получил орден Красного Знамени. Слава об отважном летчике пошла не только среди своих, но и среди гитлеровцев. На этот раз его было решено перебросить на 4-й Украинский фронт, где в декабре 43-го года возле города Мелитополя он вывел из строя 17 танков всего за один месяц. Почти перед самым новым годом ему присвоили звание лейтенанта и наградили еще одним орденом Красного Знамени.
А еще через месяц у него было уже три таких награды. Когда наступил 1944-й, заместителем командира эскадрильи был назначен гвардии лейтенант Пятяри. В задачу этой части армии входила защита не только Украины, но и Белоруссии, и Крыма.
Последний вылет
Старшего лейтенанта наградили орденом Отечественной войны 1-й степени после того, как он только за один боевой вылет сумел уничтожить несколько танков, да еще в придачу и целую зенитную батарею.
Теперь Иван не только летал для уничтожения врага, но и в свободное от полетов время обучал молодых летчиков. Осенью 44-го ему было поручено отправиться на станцию Видкули, где в то время находились два вражеских эшелона с техникой.
С одного захода удалось выполнить задачу, транспортный узел загорелся, а немцы в панике бежали. Так Пятяри прошел всю войну, стал Героем Советского Союза, получил множество наград, а погиб он в 1949-м году, когда его самолет загорелся в мирном небе.