Найти тему

Кровь в жилах стынет! Как Ленинградское телевидение экранизировало Толкиена за 700 рублей

Некоторым людям, избалованным голливудскими мега-постановками Питера Джексона, позднее приходилось с удивлением узнавать о существовании советских экранизаций культовых произведений. Причем осуществленных на Ленинградском телевидении, где почти все телефильмы снимались в двух небольших павильонах. Почему же там брались за изначально столь неблагодарный труд?

Александр Сланкснис в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985
Александр Сланкснис в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985

Можно ли поставить в скромных декорациях телестудии фильм про Куликовскую битву или Бородинское сражение? С первого взгляда, идея кажется сомнительной. Эти события требуют огромного размаха как в географическом плане, так и в отношении массовки, ведь войско Мамая в исполнении 10 артистов на макетах лошадей (не приведешь же живых коней в студию) будет выглядеть крайне нелепо. Единственный выход в такой ситуации - построить весь спектакль на крупных планах отдельных исполнителей, сосредоточившись на их душевной драме и диалогах, отобразив битвы где-то за кадром с помощью звуковых эффектов. Так, к примеру, делали телеспектакли о войне по произведениям Константина Симонова или Александра Бека. И хотя шедеврами их назвать нельзя, это неплохие, крепкие постановки.

Иван Краско в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985
Иван Краско в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985

Однако Ленинградское телевидение решилось на еще более амбициозный проект - экранизацию фэнтезийных произведений Джона Толкиена. Вообще на этой студии наблюдалась определенная вольность в выборе репертуара. К примеру, здесь могли спокойно поставить (очевидно в пику телефильмам Вячеслава Бровкина с великолепным Борисом Тениным) свою версию экранизаций романов Жоржа Сименона о комиссаре Мегрэ. Причем почему-то выбрать из огромного количества произведений именно то, что уже было совсем недавно экранизировано Бровкиным ("Мегрэ и человек на скамейке"), сжав его до одной серии так, что действие там разворачивалось в темпе пулеметной стрельбы. Д еще и пригласив на роль комиссара актера Михаила Данилова, который, мягко говоря, не совсем отвечает представлениям читателей и зрителей о Мегрэ.

Михаил Данилов в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985
Михаил Данилов в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985

Именно Данилова режиссер Ленинградского ТВ Владимир Латышев позднее позвал на роль хоббита в телефильм "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита". Более того, превратил знаменитую книгу Толкиена в сказочку для детей младшего возраста с песенками и соответствующей манерой игры артистов, которые часто считали, что для самой юной аудитории на нашем ТВ необходимо максимально кривляться. Остается только гадать, почему поставивший к тому времени уже несколько детских телеспектаклей Латышев вдруг решил взяться за Толкиена и влепить его в проект "Сказка за сказкой" на Ленинградском ТВ. В интернете не раз пытались составить рейтинги худших советских фильмов, и эта постановка почти всегда оказывался там на первых строчках. Не столько потому, что она так уж ужасна, а именно из-за ее причастности к культовому для многих людей произведению. Не будь в титрах Толкиена, про этот телефильм давно забыли бы, как и про все остальные творения Латышева.

Игорь Дмитриев в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985
Игорь Дмитриев в фильме "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита", 1985

Но многие авторы рейтингов забывают, что фильм снимался вовсе не для фанатов Толкиена, не для проката в кинотеатрах, и даже не для взрослой аудитории. Это детская сказка, по сути, спектакль, который предназначался для привлечения внимания юной аудитории, понятия не имеющей о том, насколько культовым для миллионов поклонников является Джон Толкиен. И если бюджет "Властелина колец" Питера Джексона составил почти $300 млн, то на производство ленинградского телефильма государство выделило 15 000 рублей. Автомобиль "Волга" на черном рынке тогда продавался за 20 000. Но по меркам телепостановок ЛенТВ этот бюджет был роскошным, ведь через несколько лет следующая, гораздо более "эпическая" экранизация Толкиена обошлась рублей в 700.

Георгий Штиль в фильме "Хранители", 1991
Георгий Штиль в фильме "Хранители", 1991

В 1991 году нам показали двухсерийный фильм "Хранители" по мотивам одноименной повести Толкиена (также существует перевод названия "Братство Кольца"), который самые ироничные пользователи интернета ласково называют "неповторимым оригиналом на фоне дешевки Питера Джексона". Встречаются и более едкие комментарии: "Кровь стынет в жилах!", "Какая-то наркомания" или "Когда видишь такие проекты, удивляет, что они были доделаны и попали на экран". Все познается в сравнении, и если посмотреть "Хранителей" после "Сказочного путешествия", то фильм Латышева покажется очень даже достойным. Но действительно ли в "Хранителях" все так плохо?

Виктор Костецкий в фильме "Хранители", 1991
Виктор Костецкий в фильме "Хранители", 1991

О, да! Хотя Бильбо вместо Данилова играет его коллега по БДТ Георгий Штиль, в роли Гэндальфа вместо Ивана Краско занят замечательный актер Виктор Костецкий (доктор Ливси из "Острова сокровищ"), а рассказчиком на смену Зиновию Гердту неожиданно пришел рок-музыкант Андрей "Дюша" Романов из группы "Аквариум", это действительно "попытка изнасилования" не только поклонников творчества Толкиена, но и людей, которые никогда его не читали. В первом случае происходящее на экране воспринимается, как надругательство, а во втором - просто ничего невозможно понять. Формат "Сказки за сказкой" покорежен, потому что режиссер предприняла попытку запихнуть в двухсерийный телеспектакль целый эпос, но только с соответствующим гримом, "спецэффектами" и "драматургией".

Виктор Смирнов в фильме "Хранители", 1991
Виктор Смирнов в фильме "Хранители", 1991

На тридцатилетие премьеры, в апреле 2021 года режиссер Наталия Серебрякова даже дала интервью "Комсомольской правде", в котором на полном серьезе сообщила, что сделала фильм лучше, чем Питер Джексон. Она поведала, что на каждый съемочный день группе выделялось... 15 рублей. Декорации покупать было не на что, слесарные мастерские ЛенТВ уже закрылись, так что просто брали вещи со склада - от предыдущих съемок. Режиссер вовсю использовала так называемую рипроекцию (предтечу хромакея), когда на темные занавески проецировались изображения декораций пещер и подземелий.

Евгений Баранов в фильме "Хранители", 1991
Евгений Баранов в фильме "Хранители", 1991

Снимали этот забытый шедевр две недели, потом быстро смонтировали и сразу пустили в эфир. Спектакль показали один раз и более не повторяли 30 лет. Вот что сказала журналистам режиссер теперь, когда и сама смогла увидеть свой фильм через много лет: "Знаете, сейчас многие пустились сравнивать наших "Хранителей" с "Братством Кольца" Питера Джексона. Так вот, на мой взгляд, с точки зрения масштаба, спецэффектов и техничности Голливуд, конечно, выигрывает, здесь вопросов нет. Но вот в том, что касается души и глубины, мы сработали намного лучше. Трилогия Джексона – очень холодное, чисто коммерческое кино".

Елена Соловей в фильме "Хранители", 1991
Елена Соловей в фильме "Хранители", 1991

А все-таки посмотреть "Хранителей" можно и сегодня - из любопытства, да и из интереса к ленинградской актерской школе. К слову, это, вероятно последняя работа в нашем кино Елены Соловей, сыгравшей Галадриэль. Через несколько месяцев после показа этого телефильма Елена Яковлевна отбыла на ПМЖ в США.

Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование развитие!