Каждое лето археологи работают на территории Мурманской области, проводят полевые исследования и делают разные открытия. По итогам экспедиций пишутся отчёты и научные статьи. Почти всегда они «проходят мимо» обычных людей и становятся достоянием лишь узкого круга специалистов. В предлагаемой серии статей я постарался обобщить и представить хотя бы в самом общем приближении наиболее яркие открытия в археологии Кольского края XXI века.
В XXI веке археологическая наука шагнула далеко вперёд и значительно расширила наши представления о жизни древних людей на Кольском Севере. Многое из того, что раньше было уместным только на страницах фантастических книг, стало обыденностью для современных учёных.
Рассказать обо всех открытиях и находках, сделанных археологами в Мурманской области за последние 20 с небольшим лет – неподъёмная задача. Тем более что полевые исследования, о которых широкая публика имеет хоть какое-то представление, являются только самой верхушкой айсберга. Не меньше открытий случается не в процессе раскопок, а в тиши кабинетов и лабораторий. Поэтому я ограничусь только самыми яркими и интересными сюжетами.
Представленный рейтинг открытий максимально субъективен, и чтобы не провоцировать бесконечные споры на тему, какое важнее, я расставил их в хронологическом порядке.
Итак, поехали!
Кольский Оленеостровский могильник
В 2002 году возобновились раскопки Кольского Оленеостровского могильника. Открытый ещё в 1925 году в Кольском заливе, он до сегодняшнего дня остаётся наиболее заметным объектом археологии для всей арктической зоны.
Научное значение этого могильника середины II тысячелетия до н.э. определяется крайне редкой для Заполярья сохранностью органических материалов, изделий из кости и рога, деревянных конструкций и костных останков древних людей.
После раскопок 1940-х годов считалось, что памятник себя исчерпал. Однако новые исследования показали, что это не так.
Археологи XXI века получили возможность на новом методическом уровне изучить погребения древних морских охотников. Но самое главное, что к этим исследованиям подключились и другие специалисты – генетики и антропологи.
Раскопки подобных памятников позволяют ответить на вопросы о том, что за люди жили на Кольской земле тысячи лет назад. Как они выглядели и чем отличались от нас. Сколько лет жили и от чего умирали.
В результате проведённых исследований, мы узнали массу новых данных об особенностях питания древних кольских охотников, их образе жизни и даже о болезнях, от которых они страдали. Была расшифрована митохондриальная ДНК оленеостровцев, и это немного пролило свет на вопросы заселения Кольского Севера тысячи лет назад.
Ещё один приятный бонус – новые «фотографические» изображения первобытных обитателей Кольского края. В 2019 году все исследования Кольского Оленеостровского могильника с 1925 года, были обобщены в фундаментальной монографии, доступной всем желающим.
Петроглифы Канозера
Открытие петроглифов Канозера, ставшее событием, безусловно, мирового значения, состоялось ещё в 1997 году. Однако основные исследования этого уникального комплекса пришлись уже на XXI век.
Год за годом, работая на Канозере, сотрудники Кольской археологической экспедиции тщательно фиксировали изображения, оставленные древними художниками. Итогом стало издание подробного каталога петроглифов Канозера, и в результате мы словно увидели мир Заполярья глазами древнего человека. Вместе с ним побывали на морской и сухопутной охоте и поучаствовали в магических ритуалах.
Большая часть фигур на Канозере поражает своим реализмом. Это тот самый случай, когда мы не гадаем, «что хотел сказать художник», а чётко понимаем замысел автора.
Именно на скалах Канозера мы впервые увидели десятки лодок, на которых ходили древние мореходы. Некоторые из них выбиты как отдельные фигуры без людей. В других сидят гребцы, ведущие охоту на морского зверя.
Главный интерес, конечно, представляют не отдельные фигуры, а композиции, стилистически передающие нам своеобразные «охотничьи рассказы» древнего человека.
Работы на Канозере продолжаются. Каждый год количество открытых фигур увеличивается (на сегодняшний день их уже более 1500), и в 2023 году каталог канозерских петроглифов был дополнен новыми изображениями.
Кандалакшский лабиринт. Новые датировки
Каменные лабиринты Северной Европы и сегодня продолжают оставаться одними из наиболее загадочных памятников археологии. Три основных вопроса лабиринтоведения – «кто их выкладывал?», «когда?» и «зачем?» – по-прежнему вызывают горячие споры среди специалистов.
Долгое время в академической среде были приняты датировки, относящие лабиринты к середине II тысячелетия до н.э. Это, в свою очередь, накладывало серьёзный отпечаток на рассуждения об их назначении и культурной принадлежности. Некоторые археологи, обращая внимание на то, что все лабиринты находятся близ морского побережья, считали, что они использовались «при совершении каких-то обрядов, способствовавших, по мнению древних рыбаков, удаче на рыбных промыслах».
И вот в 2008 году на помощь археологам пришли геологи из Кольского научного центра Российской академии наук, которые внесли ясность в вопрос о датировках Кольских лабиринтов.
Дело в том, что Балтийский щит, на котором расположен Кольский полуостров, десятки тысяч лет вдавливался огромной массой ледника в нижележащие слои планеты. После того, как ледник растаял, Кольский полуостров стал с определённой скоростью подниматься над уровнем мирового океана.
С помощью точных инструментов всегда можно рассчитать, как высоко над водой располагается терраса с лабиринтом. А зная скорость подъёма этой площадки и её высоту, даже школьник сможет вычислить, когда она появилась из-под воды.
Так, оказалось, что терраса, на которой расположен Кандалакшский лабиринт, насчитывает всего тысячу лет. А это значит, что никакого отношения к первобытным людям он не имеет.
Вопросы о назначении и культурной принадлежности лабиринтов остаются открытыми, в них ещё множество «белых пятен», и тем значимее выглядит публикация геологов Кольского научного центра.
Позднесредневековый православный могильник в селе Варзуга
В 2011-2012 годах началась подготовка к реставрации Никольской церкви в селе Варзуга. В рамках этого проекта экспедицией Карельского государственного краеведческого музея были проведены археологические работы по выявлению в зоне строительства поздних христианских погребений с последующим их перезахоронением.
Всего за два полевых сезона было обнаружено 25 могил XVII-XIX веков. По сохранившимся останкам антропологи смогли восстановить портреты двух человек, и это впервые позволило нам посмотреть на внешний облик людей, живших в Варзуге 300 лет назад.
В данном конкретном случае была воссоздана внешность двух женщин, у одной из которых присутствовали «явные лапоноидные черты».
Никакого погребального инвентаря в христианских могилах, конечно, не было, за исключением одной несохранившейся медной заколки в причёске одной женщины, выявленной по следам медных окислов на органике. Зато в шести «взрослых» погребениях на ногах покойных были обнаружены специальные похоронные тапочки без подошвы. В Центральной России традиция использования таких тапок прервалась ещё после Смутного времени, но на Кольском полуострове, как мы видим, их ещё в XVIII веке надевали на ноги покойникам. По мнению исследователей «несмотря на существовавшие различия в социальном положении и достатке погребённых, одинаковые погребальные тапочки подчёркивают принцип равенства людей перед смертью».
Раскопки 2011-2012 годов стали важным шагом в изучении поморской деревни эпохи позднего средневековья и Нового времени. Ждём продолжения.
Поселение морских охотников Завалишина-5
В 2010 году в окрестностях Териберки состоялись самые масштабные полевые исследования в истории Кольской археологии. В губе Завалишина на берегу древнего морского залива были проведены раскопки общей площадью 4000 м2.
Результаты работ превзошли все ожидания. За один сезон было исследовано сразу 14 жилищ морских охотников, что позволило разрешить давний парадокс полярной археологии. Дело в том, что к началу XXI века в Скандинавии были изучены сотни остатков древних жилищ в то время, как на территории Мурманской области они практически не исследовались. Теперь же отечественные археологи смогли подробно изучать остатки сооружений, в которых жили наши далёкие предки.
Ещё одной важной деталью для этих раскопок стало наличие сохранившихся костей животных. Из 6 тысяч костей сотрудниками Зоологического института было определено около 30%, но даже этого количества стало достаточно, чтобы разобраться с рационом древних охотников. Основным блюдом на их «столе» был безусловно гренландский тюлень (89,2% всех определённых костей). Моржи, белухи, северные олени может и не были деликатесами, но встречались все-таки значительно реже. Сложно сказать, ели ли они мясо волков и песцов, но их шкуры явно использовались в хозяйстве.
Коллекция собранных предметов – 162071 единица, включая 2992 целых орудий, ещё ждёт подробного анализа и однозначно ещё даст нам массу новой информации об археологии Кольского Заполярья.
А в общем и целом, Завалишина-5 стало эталонным археологическим памятником, относящимся к долговременным специализированным поселениям морских охотников Арктики в III-I тысячелетиям до н.э.
Подписывайтесь на канал https://t.me/dorogamikolskogo
При желании автора можно поддержать на Бусти
Ваша поддержка помогает мне продолжать писать, работать и исследовать. Спасибо, что вы со мной! https://boosty.to/dzonya