Сейчас прохожу курсы повышения квалификации для экспертов ОГЭ. Проводятся они специалистами ФИПИ. Решила публиковать самые важные тезисы, которые помогут учителям лучше подготовить девятиклассников к экзамену. В этой статье первая порция тезисов.
Тезисы про некоторые изменения
- Изменение в оценивании сочинения. Если раньше за полностью переписанный или пересказанный текст ученик по всем критериям получал 0 баллов, то теперь только по критериям С1-С4. Грамотность оценивается все равно, и девятиклассник может получить баллы по критериям ГК1 - ГК4.
- Еще одно изменение в оценивании грамотности. Если раньше при проверке по критерию ГК1 (орфографическая точность) две негрубые ошибки приравнивались к одной грубой, то теперь негрубые ошибки отмечаются, но не учитываются.
- Сказали, что обновлены методические рекомендации, и теперь в них более подробно прописаны все виды грамматических и речевых ошибок, а также уточнены грубые и негрубые орфографические.
- Обещали, что в ближайшее время в открытом банке заданий на ФИПИ появится 10 новых изложений и 10 новых текстов для сочинений.
- В тестовых заданиях с выбором ответов (задание 2, 5, 7) будет 2 или 3 правильных варианта. В разных тренировочных заданиях может быть 4, но на ОГЭ только 2 или 3.
Тезисы про оценивание сжатого изложения
- Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идет повествование в тексте.
- Если в тексте есть имена собственные, то они должны быть выписаны на доске (однако таких текстов в открытом банке заданий очень мало).
- В задании сказано, что в изложении ученика должно быть не менее 70 слов, но эксперты проверяют работы, в которых не менее 50 слов (но детям об этом лучше не говорить!).
- Микротем в тексте для изложения всегда три.
- Ученик должен передать основное содержание прослушанного текста. Основное - это такое содержание, без которого смысл текста не будет понятен. Если ученику это удалось сделать, то он получает 2 балла по ИК1.
- При написании изложения нельзя переставлять микротемы местами. За это снижается балл по критерию ИК1.
- Самое большое количество ошибок в содержании девятиклассники обычно допускают, если в тексте есть какая-нибудь развернутая метафора (как, например, в известном тексте: "В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве").
- Если содержание текста ученик передал верно, но нарушил абзацное членение, то снижается балл только по ИК3, а по ИК1 нет.
- Фактические ошибки, не ведущие к искажению смысла, по ИК1 не учитываются. За них снижается балл по ФК1. Нельзя снижать балл по обоим критериям!
- За прибавление микротемы снижается балл по ИК1.
- По ИК2 (сжатие текста) оценивается только компрессия. Полнота содержания не оценивается (для этого есть ИК1).
- При сжатии текста нет условия использовать все приемы сжатия. Достаточно одного. Ученики чаще всего применяют исключение.
- Если в абзаце девятиклассник исключил 2-3 слова, то это сжатием не считается.
- Речевые ошибки не влияют на ИК3 (логика и последовательность изложения).
- Обратите внимание: по ИК3 один балл из двух возможных выставляется, если допущены или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения. Если экзаменуемый допустил и 1 логическую ошибку, и 1 нарушение абзацного членения, то все равно ставится 1 балл.
- По ИК3 ставится 0 баллов, если допущено более 1 логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения.
- Самое интересное! Деление на абзацы вариативно. Если одна из частей текста намного больше двух других, то ученик может разбить ее на две части, и это не будет ошибкой, но только в том случае, если он сделал это грамотно, адекватно. Если в этом случае в изложении получится 4 абзаца, ошибкой это считаться не будет. Но, повторюсь, только в случае адекватного деления. В методических рекомендациях для экспертов об этом сказано, об этом же представители ФИПИ предупреждают экспертов предметных комиссий на курсах повышения квалификации, призывая относиться к этому критерию более творчески. Но решение все равно за экспертами.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.