Найти в Дзене

Полезная информация с курсов повышения квалификации экспертов ОГЭ по русскому языку

Оглавление

Сейчас прохожу курсы повышения квалификации для экспертов ОГЭ. Проводятся они специалистами ФИПИ. Решила публиковать самые важные тезисы, которые помогут учителям лучше подготовить девятиклассников к экзамену. В этой статье первая порция тезисов.

Тезисы про некоторые изменения

  • Изменение в оценивании сочинения. Если раньше за полностью переписанный или пересказанный текст ученик по всем критериям получал 0 баллов, то теперь только по критериям С1-С4. Грамотность оценивается все равно, и девятиклассник может получить баллы по критериям ГК1 - ГК4.
  • Еще одно изменение в оценивании грамотности. Если раньше при проверке по критерию ГК1 (орфографическая точность) две негрубые ошибки приравнивались к одной грубой, то теперь негрубые ошибки отмечаются, но не учитываются.
  • Сказали, что обновлены методические рекомендации, и теперь в них более подробно прописаны все виды грамматических и речевых ошибок, а также уточнены грубые и негрубые орфографические.
  • Обещали, что в ближайшее время в открытом банке заданий на ФИПИ появится 10 новых изложений и 10 новых текстов для сочинений.
  • В тестовых заданиях с выбором ответов (задание 2, 5, 7) будет 2 или 3 правильных варианта. В разных тренировочных заданиях может быть 4, но на ОГЭ только 2 или 3.

Тезисы про оценивание сжатого изложения

  • Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идет повествование в тексте.
  • Если в тексте есть имена собственные, то они должны быть выписаны на доске (однако таких текстов в открытом банке заданий очень мало).
  • В задании сказано, что в изложении ученика должно быть не менее 70 слов, но эксперты проверяют работы, в которых не менее 50 слов (но детям об этом лучше не говорить!).
  • Микротем в тексте для изложения всегда три.
  • Ученик должен передать основное содержание прослушанного текста. Основное - это такое содержание, без которого смысл текста не будет понятен. Если ученику это удалось сделать, то он получает 2 балла по ИК1.
  • При написании изложения нельзя переставлять микротемы местами. За это снижается балл по критерию ИК1.
  • Самое большое количество ошибок в содержании девятиклассники обычно допускают, если в тексте есть какая-нибудь развернутая метафора (как, например, в известном тексте: "В дет­стве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но био­гра­фия человеческой души — это по­сте­пен­ное прорастание семян, по­се­ян­ных в детстве").
  • Если содержание текста ученик передал верно, но нарушил абзацное членение, то снижается балл только по ИК3, а по ИК1 нет.
  • Фактические ошибки, не ведущие к искажению смысла, по ИК1 не учитываются. За них снижается балл по ФК1. Нельзя снижать балл по обоим критериям!
  • За прибавление микротемы снижается балл по ИК1.
  • По ИК2 (сжатие текста) оценивается только компрессия. Полнота содержания не оценивается (для этого есть ИК1).
  • При сжатии текста нет условия использовать все приемы сжатия. Достаточно одного. Ученики чаще всего применяют исключение.
  • Если в абзаце девятиклассник исключил 2-3 слова, то это сжатием не считается.
  • Речевые ошибки не влияют на ИК3 (логика и последовательность изложения).
  • Обратите внимание: по ИК3 один балл из двух возможных выставляется, если допущены или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения. Если экзаменуемый допустил и 1 логическую ошибку, и 1 нарушение абзацного членения, то все равно ставится 1 балл.
  • По ИК3 ставится 0 баллов, если допущено более 1 логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения.
  • Самое интересное! Деление на абзацы вариативно. Если одна из частей текста намного больше двух других, то ученик может разбить ее на две части, и это не будет ошибкой, но только в том случае, если он сделал это грамотно, адекватно. Если в этом случае в изложении получится 4 абзаца, ошибкой это считаться не будет. Но, повторюсь, только в случае адекватного деления. В методических рекомендациях для экспертов об этом сказано, об этом же представители ФИПИ предупреждают экспертов предметных комиссий на курсах повышения квалификации, призывая относиться к этому критерию более творчески. Но решение все равно за экспертами.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.