После разгрома немецкой армии в одной из самых кровопролитных войн истории человечества довольно быстро было составлено соглашение об организации Международного Военного Трибунала над преступниками – 8 августа 1945 г. Это первый случай, когда появилась возможность судить идеологию, государственную машину.
На заседаниях присутствовала почти вся верхушка Третьего Рейха: Геринг, Гесс, Кейтель, Розенберг, фон Риббентроп, и пропагандисты – всего 21 человек. В какой-то момент зал взорвался смехом. Смеялись и военные преступники, но имели ли они на это право, и какое наказание понесли – поговорим подробнее.
Путь к Трибуналу
Первые случаи осуждения немецких захватчиков за совершенные преступления имели место еще во время войны – Харьковский и Краснодарский процесс 1943 г. Это стало возможным после деоккупации ранее захваченных территорий. Тогда была создана Чрезвычайная государственная комиссия, которая фиксировала факты совершения фашистами преступлений. В результате проведения судебных заседаний вынесено несколько приговоров – 12 человек получили наивысшую меру наказания (смертная казнь).
Сторонники антигитлеровского движения требовали проведения международного суда над арестованными фашистами, что давало возможность для маневра и оправдания при успешной защите. Оказалось, что руководители союзных государств во главе со Сталиным не были против. Наоборот, это решение казалось единственно верным – появилась возможность закрепить за фашистами статус военных преступников, тогда как суды на местном уровне могли быть восприняты мировым сообществом всего лишь, как акт возмездия врагу.
Для проведения трибунала был выбран Нюрнберг – это город, где зарождалась нацистская идеология в Германии. Символично, что именно здесь поставят точку в вопросе существования Третьего Рейха. Был написан Устав Трибунала. Он предполагал сохранение определенных прав осужденных. Все присутствующие должны были понимать иностранный язык, для чего использовались специальные наушники, позволяющие слышать всё на родном языке. Этому способствовал синхронный перевод. Трибунал длился почти год с 20 ноября 1945 г.
Знаменитая фотография
В один из дней произошел небывалый случай – в зале заседаний на Нюрнбергском процессе адвокат Розенберга по фамилии Тома забыл отключить микрофон наушников. В результате сказанное им могли слышать все. Он выругался в адрес своего помощника, когда тот подал «труд» Розенберга «Миф XX века» вместо нужного документа.
Когда Тома увидел, что берет в руки, воскликнул: «Болван! Зачем вы мне суете эту дрянь?!» Внезапно зал взорвался смехом. Несмотря на запрет веселья в зале заседаний, смеялись даже судьи. Только вот военные преступники выглядели ужасающе в тот момент, если учесть, сколько крови было на их руках.
Именно это фото облетело весь мир. Нацисты чувствовали себя спокойно и расслабленно, им было весело в тот момент. В конце концов, им стало не до смеха – по мере того, как проходил Трибунал, их лица становились все более напряженными.
Прокурор Роман Руденко – обвинитель СССР, «застреливший» Геринга
Обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе выступал Роман Андреевич Руденко, ему было 38 лет в то время. Это верный своему делу прокурор. Он занимал должность прокурора в Донецкой области с 1937 по 1938 гг (тогда она называлась Сталинской областью, т. к. город Донецк до 1961 года назывался "Сталино").
Карьера развивалась стремительно. В 1942 г. Руденко занимает пост заместителя прокурора УССР, а в 1944 г. становится главным прокурором УССР. Был отмечен Сталиным, что позволило выступать на Нюрнбергском процессе. Еще одна причина – возможность представлять наиболее пострадавший от рук фашистов регион.
Руденко оказался в нестандартной ситуации во время процесса. Один из американских журналистов 10 апреля в газете американской армии "Stars and Stripes" написал статью, в которой сообщал, будто прокурор от СССР застрелил в зале заседаний Геринга, что было явной провокацией. Предполагалось, что это след немецкой защиты – адвокаты преступников старались стравить союзников, чтобы сорвать процесс.
Тактика адвокатов «дьявола» и результаты процесса
Главной стратегией защиты фашистов стало продвижение легенды о превентивном ударе – якобы война была развязана из-за возросшей угрозы со стороны СССР. Чтобы развенчать этот миф, было озвучено требование вызвать Паулюса для дачи показаний. Немцы рассчитывали, что этого сделать не удастся, т. к. Паулюса считали погибшим. Но он был взят в плен солдатами РККА, и даже выказывал желание свидетельствовать против партии, Гитлера – всей верхушки Рейха.
В конечном счете, преступники получили заслуженное наказание. Часть была приговорена к высшей мере – смертной казни, остальные – к пожизненному заключению. Мало кто из осужденных доживет до старости, большинство сами покончат с собой в разное время.