Для того, чтобы ребенок перестал путать, пропускать слоги, чтобы слоговая структура слова у него была правильная, необходимо развивать пространственно-временные представления, ребенок должен уметь делать серию движений последовательно. Про этапы работы над слоговой структурой слова я писала в своей предыдущей статье. Если нарушений в общей моторике особых нет, то упор делается на развитие пространственных или временных представлений, работе над серией движений, задания могут постепенно усложняться.
Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.
Для упражнений можно использовать любые предметы, которые есть у вас дома, главное, чтобы предметы были одинаковые по цвету, либо по форме.
Упражнение «Свечки»
Взрослый выкладывает перед ребенком свечи в такой последовательности – оранжевая, белая, оранжевая, белая, оранжевая. Ребенок должен продолжить визуально ритмический ряд: поставить белую или оранжевую свечу. Это самый простой визуально ритмический ряд 1:1. Далее берем более сложную последовательность 2:1 – оранжевая, оранжевая, белая. Опять ребенку предлагаем продолжить этот ряд. После того, как усвоена эта последовательность, переходим на более сложную последовательность 1:2. Самая сложная последовательность 1:1:1. Например, банан, яблоко, апельсин.
Для того, чтобы занятия проходили интереснее, предметы каждый раз надо менять, например, сегодня играем с камешками, завтра с мячиками, монетками, палочками, свечками и другими подручными материалами.
Есть несколько вариантов выкладывания визуально ритмических рядов.
Вертикальный
Когда ребенок выкладывает предметы под показом взрослого. Это ребенку сделать проще, ребенку дается инструкция «Сделай также».
Горизонтальный
Когда ребенку предлагается продолжить ряд (ложка, вилка, ложка…вилка)
Круговой
Когда ребенок выкладывает предметы по кругу. Считается самым сложным способом. Но не всегда это так, есть дети, которым одинаково просто выложить и горизонтальный, и вертикальный ряды, и по кругу, и есть дети, которым в плане соблюдения последовательности будет проще выложить визуально ритмический ряд 1:1:1, чем 2:1 Поэтому, если ребенок не усваивает последовательность 2:1, попробуйте поменять последовательность на 1:1:1 или 1:2.
Именно в плане выкладывания визуально ритмического ряда необходимо обратить внимание на то, что ребенок двух лет и старше не понимает самую простую последовательность 1:1.
Занимаясь выкладыванием визуально ритмических рядов, мы занимаемся развитием логических операций.
Упражнение «Пальчик-кулак»
Перед ребенком лежат камешки красного и синего цвета, взрослый предлагает синий камешек показать пальчиком, на красный камешек ударить кулаком. Получается такая последовательность: пальчик, кулак, пальчик, кулак, пальчик, кулак.
Упражнение «Монетки и палочки»
Перед ребенком в контейнерах (тарелочке) лежат монетки (одного размера, например, 5 рублей) и ушные палочки. Взрослый просит ребенка повторить заданную им последовательность, 1:2, 2:1 или 1:1:1. Можно делать вертикальный, горизонтальный или круговой вариант. Также можно предложить ребенку, когда он кладет монетку говорить звук «А», а когда палочку звук «И». Получается аи-аи-аи-аи. Высшим пилотажем будет при произнесении звука «А» нажимать на монетку пальчиком, при произнесении звука «И» стучать кулачком по палочке.
Затем ребенку предлагаем сделать из палочек какую-либо фигуру по образцу (например, треугольник, квадрат, домик или елочку), а монетки по одной складывать в копилку. Также с палочками можно сделать артикуляционную гимнастику, предложив ребенку удерживать палочку сначала губами, а потом зубами. Здесь мы решаем сразу несколько задач: развитие логического мышления, развитие мелкой моторики и речи.
Упражнение «Пробки и макароны»
Перед ребенком в контейнерах лежат пробки и макароны (трубочки). Взрослый просит ребенка обхватить губами пробку и выплюнуть ее со звуком «П». Затем тоже делаем с макаронами, по одной трубочке обхватить губами выплюнуть со звуком «У». Чередуем «У» (макаронина), «П» (пробка). Повторяем несколько раз. Затем раскладываем визуальный ряд (пробка, макаронина, пробка, макаронина) и просим ребенка произносить звуки уп-уп-уп-уп.
Сколько должно быть предметов в визуально ритмическом ряду (свечек, монеток, фишек)?
Ответ: хотя бы 10. Здесь важно не переборщить, но в то же время важно посмотреть, насколько ребенок эту последовательность может сохранить, т.е., например, 4 свечки будет недостаточно, потому что сохранить более длительную последовательность (до 10) для ребенка с нарушением слоговой структуры речи (диспраксией) будет сложно.
Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.
Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.