Когда мы читаем про призвание Рюрика, возникает смутное ощущение, что нас кто-то обманывает. В чём, почему и зачем? Закономерные вопросы, освещению которых и посвящена эта статья.
Поиск логики с фонарём Диогена
Пресловутое "призвание" состоялось на реке Волхов близ озера Ильмень, на месте будущего Новгорода (но, скорее всего, в уже существующем тогда городище Старая Ладога) в 862 году.
Силой своей мысли перенесемся в те времена и окунёмся в особенности жизни живущих в то время людей.
Родовая община, в которой глава Рода (т.е. самый старший мужчина всей семьи) имел безусловный вес, постепенно утрачивала свое значение. Железные орудия труда сыграли свою роль - теперь каждая отдельная семья могла не только прокормить себя своими усилиями, но и "завязать некий жирочек", которым не хотела делиться с менее успешными семьями (балластом).
В самом деле, почему моя семья, в которой четверо женатых сыновей-работников, должна делиться с троюродным братом-отцом трёх дочерей-едоков?
Это естественное чувство справедливости усугублял тот факт, что излишки деятельности семьи можно было обменять на иноземные плюшки в международном порту Старой Ладоге.
И, хотя вече и оставалось истиной в последней инстанции, голоса имели уже разный вес. Одно дело, выслушать мнение уважаемого одноплеменника, имеющего землянку в три комнаты, два железных плуга, дочери которого носят стеклянные бусы и медные височные кольца, и совсем другое - голодранца в штопанных лаптях.
Таким был общий расклад на то время в общинах ильменских славян, а также близлежащих племен (плюс - минус).
Теперь дадим слова автору Повести Временных Лет:
"В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. "
Странно, не правда ли? Нет, что у них была "усобица" - вполне понятно и даже естественно. Неестественное появляется, когда за разрешением этой "усобицы" они обратились к своем врагу, которого только что "изгнали".
А так можно было?
Внешнего врага у ильменских славян не было (в отличии от "среднерусских славян", которые платили дань хазарам). Только междоусобные непонятки. Единственной проблемой были как раз те самые варяги, которые прекрасно знали денежный путь "из варяг в греки" и "из варяг в персы".
Вполне понятно, что одни (варяги) пытались установить свой контроль над "путём", а другие (славяне и иже с ними) - его отстоять.
Конечно, во время "усобицы" отстоять свои владения довольно сложно. Но. Логично было бы перед лицом такой явной угрозы, которую описывает нам Нестор-летописец, объединить усилия хотя бы на время, чтобы отбросить чужаков и защитить зону своего влияния.
Но, по всей видимости, у местных племен славян на тот момент банально не хватило своих сил (раз уже "призвали" третьих лиц) - они были прежде всего земледельцы, к тому же предыдущие набеги оказали ощутимый удар на способность к сопротивлению.
В связи с этим, возможно, возник другой вариант - одно из племен (допустим, ильменские славяне) тайно договариваются с врагами поддержать их наступление с тем, чтобы после победы над соседями поделить результаты. Такое всегда было, есть и будет и выглядит правдоподобно.
Но такой ход нельзя назвать "призванием" с чистой совестью. Тем более, "призванные" ожидаемо нарушили первоначальную договорённость.
А было так
Вполне возможно, варяги-русь, плавающие туда-сюда по популярному торговому пути, договорились с влиятельными славянами, а потом просто их кинули.
А возможно, они просто воспользовались ослаблением славян, своим перевесом по части военного опыта и качества вооружения и их следующее нападение оказалось успешным.
Об этом говорит и тот факт, что они сразу по "призванию" основали базу - Рюриково городище, а также отправили наместников в основные портовые города (например, Аскольда и Дира в Киев).
И ещё забавный момент - Нестор упоминает в ПВЛ, что:
"И от тех варягов прозвалась Русская земля."
Как же так? Земля прозвалась от наемной дружины - Русь, а не от нанимавшего ее племени - Словения (или Славакия?).
Как бы то ни было, приход Рюрика (условного Рюрика, надо отметить) очень похож на вторжение завоевателя, а никоим образом не на наёмного охранника-телохранителя.
Закономерный вопрос: почему же Нестор отразил события именно в ракурсе призвания?
Ответ: он писал спустя примерно 200 лет после событий, когда династия уже приобрела устойчивое положение и хотела видеть себя в качестве законного признанного народом миротворца-благодетеля.
А чего хочет правитель - того хочет Бог.
А у вас возникали сомнения в правдоподобии призвания варягов? Если да, то какие именно, даже если не в тему статьи? Поделитесь своими мыслями.
Лайку и подписке буду очень рада :-)
Похожие статьи:
Рэкет по-древнерусски – захват сфер влияния. Часть 1
Рэкет по-древнерусски. Легализация бизнеса. Часть 2
Рэкет по-древнерусски. Становление корпорации. Часть 3
Как жили славяне до прихода Рюрика