Найти в Дзене

"Идиот". Башня без основания или почему мы не понимаем некоторых вещей?

Оглавление

Возвращаясь в детство, можно узнать много интересного. И про себя лично, и про нынешнюю жизнь. Вот например, вспомнился детский стишок:

"У меня трусы в горошку, хороши да хороши! Все мальчишки и девчонки - покажи да покажи!"

У него есть продолжение, иначе - что за интерес? Почти у каждого есть какие-нибудь трусы. Но продолжение будет позже.

Сын взялся читать "Идиота"

Достоевский не самый простой для понимания писатель, скажем мягко, а "Идиот" - и того краше.

Идиот из открытых источников. В смысле книга "Идиот". В смысле - обложка книги "Идиот" ))
Идиот из открытых источников. В смысле книга "Идиот". В смысле - обложка книги "Идиот" ))

"Преступление и наказание", кстати, сын сравнительно легко осилил, хотя я всячески намекал, что не стоит пока. Оказалось - стоит, и даже можно. Оказалось, даже можно с ним обсуждать произведение в поисках смыслов.

Но "Идиот" - совсем другая пара тапок.

Если продолжить метафору, "Идиот" - это пара тапок, в которой оба тапка левые. То есть влезть в них одновременно весьма проблематично. А если влезешь - будет сильно поджимать и ходить будет неудобно.

Спрашиваю сына:

- "Ну и как читается?"

- "Труднее. В каждой главе первые две - три страницы кажутся полной шизофренией".

- А что такое шизофрения, знаешь? Хотя бы на пальцах?

- "М-м-м ... Ну ..."

- "Хорошо, сбрось мне какой-нибудь пример, я посмотрю. Сходу не помню, очень давно читал, не могу комментировать. Хотя помню, что для меня "Идиот" читался легче, чем "ПиН". Правда, читал Достоевского позже, чем ты".

"На пальцах шизофрения" - это "расщепление". (От др.-греч. σχίζω «расщеплять», «раскалывать» + φρήν «ум, мышление, мысль»).

По другому это "клиповое мышление", беда, с которой столкнулось общество благодаря образованию. И психология, в которой "шизофрения - это психическое расстройство", хотя некоторые её подходы страдают именно этой болезнью.

Но лучше я остановлюсь, а то опять "понесёт" 😎

Башня без основания

Я не буду анализировать "Идиота".

Лучше расскажу, как я понял, как объяснить сыну, чтобы и он понял, почему "Идиот" читается труднее, чем "ПиН", хотя не факт, что по сути труднее.

И почему дети легко понимают сказки, а для некоторых взрослых сказки вновь оказываются не до конца понятными.

Метафора (не)понимания

"Представь башню высотой 100 этажей. И человека, ростом выше ста этажей. Этот человек видит всю башню, целиком, "понимает" ее."

Понимать, по существу, и означает "видеть явление целиком".

  • Вспоминаем Йоги Берру: "Многое можно увидеть, глядя".
  • И Джона фон Неймана: "В математике не понимают, а привыкают к понятиям".
То есть, чтобы понять, как минимум, нужно увидеть. Чтобы со временем привыкнуть.
Увидеть целиком, чтобы понять полностью.
  • "А теперь представь, что рост человека не 100 этажей, а только 50. Такой человек видит (и понимает) нижние 50 этажей, а про верхнюю половину мало что может сказать. Не понимает"
Я с детства приучил сына понимать новые явления именно таким образом. Самым эффективным образом - через образы, изображения, модели. В частности - через метафоры.

Писал тут:

  • "А теперь вообрази, что у башни нет первых пятидесяти этажей. Она силою волшебства висит в воздухе. Что сможет сказать про эту башню человек, рост которого 49 этажей?"

Сказки для взрослых - Достоевский для детей

- "Ты помнишь детские сказки? Они тебе были понятны? Но некоторые взрослые снова возвращаются к детским сказкам, потому что ..."

Из открытых источников
Из открытых источников

- "Потому что выросли, стали понимать больше и увидели следующие "этажи" детских сказок!"- закончил мою мысль сын. Закончил мою мысль уже собственной мыслью.

- "Некоторые книги до определенного возраста - как башня без основания. Или, лучше сказать, с "дырявым" основанием.

Тут кирпич, там кирпич, между ними дырка. И вообще непонятно, как это всё держится и зачем это здесь!"

P.S. Чем хороши метафоры

У метафор, как минимум два преимущества.

  • Во-первых, метафора дает человеку цельный образ, цельное понимание явления, которое он напрямую понять пока не может.
  • Во-вторых, это не любимы учителями метод "в лоб". Метафора "бьет" по касательной 💥. Человек понимает сам.
И, как я уже вам докладывал, правильная психология - такая, которая ведет в направлении самоопределения человека.

Но, к сожалению, многие ее подходы ведут в противоположном направлении. Причем, что опасно, ведут совершенно незаметно. Почти гипнотически.

P.P.S. Окончание стишка

И, специально для тех, кто привык искать более глубокие смыслы, "верхние этажи", "второе дно" - вуаля!

"У меня трусы в горошку, хороши да хороши!

Все мальчишки и девчонки - покажи да покажи!

У меня трусы в горошку, разве ты не знаешь?

Что ты, дурочка такая, ко мне не приставаешь?"

-3

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК. На комментарии отвечаю.

==========================