Это бесплатный курс по экономической теории и микроэкономике, рассчитанный на 2 недели интенсивных занятий, который также по своей структуре является конспектом объёмного учебника.
- Теория издержек производства.
- Модели рынка. Теория чистой (совершенной) конкуренции. Максимизация прибыли
- Теория чистой (естественной) монополии
- Теория монополистической конкуренции
- Теория олигополий
Следует подчеркнуть, что закон убывающей отдачи основан
на предположении, согласно которому все единицы переменных
ресурсов, например, рабочие, качественно однородны, т.е. предполагается,
что каждый добавочный рабочий обладает такими
же умственными способностями, координацией движений, образованием,
квалификацией, трудовыми навыками и т.д.
своего максимума и начнет уменьшаться. Предельный продукт
показывает величину изменения общего объема производ
ства, связанного с присоединением каждой добавочной единицы
труда. Средний продукт — это просто объем производства
продукции в расчете на одного рабочего. Кривая предельного
Когда общий продукт достигает максимальной точки, предельный
продукт равен нулю. А когда общий продукт начинает снижаться,
предельный продукт приобретает отрицательное значение.
Постоянными (FC) называются такие издержки, величина
которых не меняется в зависимости от изменений объема производства.
Переменными (УС) называются такие издержки, величина
которых меняется в зависимости от изменения объема
производства.
Сумма постоянных и переменных издержек при каждом
данном объеме производства есть общие издержки (ТС).
Для фирмы важное значение имеют средние издержки (АС) —
издержки в расчете на единицу продукции.
Предельные издержки (МС) — это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции.
Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства.
- Специализация производительного труда.
Повышение уровня специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров предприятия. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного задания к другому. - Специализация управленческого труда.
Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Расширение масштаба операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете, специализация управленческого труда приведет к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции. - Эффективное использование капитала.
Мелкие фирмы неспособны воспользоваться наиболее эффективным с технологической точки зрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование. - Производство побочных продуктов.
Организатор крупномасштабного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.
Средние совокупные издержки (АТС) - это совокупные затраты в расчете на единицу продукции, которые обычно используются для сравнения с ценой.
Отрицательный эффект масштаба. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства на единицу продукции.
В случае если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный возникает очень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей.
Модели рынка
В рыночной экономике имеют место четыре основные
модели рынка:
1) чистая конкуренция;
2) чистая монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
Цена и средний доход — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения. Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на количество продукции, которое фирма может продать.
Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.
Первый подход. При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три вопроса:
1. Следует ли производить?
2. Сколько производить продукции?
3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?
Второй подход. Фирме следует сравнить предельный доход
(МR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы
продукции.
фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать
убытки только в том случае, когда предельный доход равен
предельным издержкам. Этот руководящий принцип
максимизации прибыли называется правилом MR = МС.
Три отличительные черты правила MR = МС:
• правило предполагает: а) фирма предпочтет производить,
если предельный доход равен или превышает средние переменные
издержки; б)фирмасочтет более предпочтительным закрыться,
чем производить объем продукции, при котором MR = МС;
• правило MR = МС является точным ориентиром максимизации
прибыли для всех фирм, независимо от того, являются
ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически
конкурентными или олигополистическими;
• правило MR = МС можно сформулировать в несколько иной
форме, если применять его для чисто конкурентной фирмы.
чтобы максимизировать прибыль или минимизировать
убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где
цена равна предельным издержкам (Р = МС). Это правило Р = МС
является просто частным случаем правила MR = МС.
напротив, в долговременном периоде фирмы располагают достаточным временем, чтобы или расширить свои производственные мощности, или, что более важно, увеличиваться, или уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль.
долговременное равновесие достигнуто, если цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку.
Чистая (совершенная) конкуренция и эффективность
В положении равновесия в долговременном периоде «все находится в равенстве»: MR (Р) - АС = МС. Это тройное равенство представляет более чем геометрический интерес. Оно говорит о том, что хотя конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (Р) = МС в долговременном периоде. Более того, это тройное равенство пред- мы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.
В конкурентной рыночной системе действует «невидимая рука».
Чистая конкуренция является предметом спора среди экономистов. Одни экономисты утверждают, что чисто конкурентная экономика не способствует быстрому темпу технического прогресса.
Другие экономисты утверждают, что чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры — например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия — порождают широкий диапазон типов.
Чистая (естественная) монополия — это когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Основные черты монополии:
1. Единственный производитель.
Чистый, или абсолютный, монополист — это отрасль, состоящая из одной фирмы; единственный производитель данного продукта или единственный поставщик ресурсов.
2. Нет близких заменителей.
Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукп у монополиста или обходиться без него.
3. «Диктующий цену».
Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: опа «соглашается с ценой». Кон трастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуще ствляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.
В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компа ния — являются естественными монополиями. Классическим примером частной чистой, нерегулируемой монополии является алмазный синди кат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85% мировогс предложения алмазов.
Чистая (естественная) монополия — это когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Естественные монополии вне конкуренции
В нескольких отраслях конкуренция затруднительна или просто неприменима: эти отрасли называются «естественными монополиями».
минимальным эффективный размер предприятия может быть достигнут фирмой, доля которой в объеме внутреннего потребления очень мала. Это предполагает, что высокая степень отраслевой концентрации — чистая монополия — часто неоправданна с точки зрения эффекта масштаба производства.
монопольной властью, которое оно предоставило. « современной интерпретации естественные монополии сродни монопо лиям в сфере инфраструктуры.
Кривая отраслевого
спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, является
нисходящей.
Это означает:
1. Цена превышает предельный доход, т.е. чистая монополия
может увеличивать свои продажи, только назначая более
низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот
факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить
продажи, является причиной того, что предельный доход становится
меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня
выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет отно-
2. Монополист диктует цену и объем производства, т.е. монополист
неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции
произвести, т.е. одновременно выбирает и цену и объем
производства.
На вопрос: какую комбинацию цены и количества на эластичном
отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? —
ответ один — это зависит не только от спроса и предельного дохода,
но и от издержек.
3. Максимизация прибыли, т.е. стремящийся к прибыли монополист
использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся
к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет
производить каждую последующую единицу продукции до тех
пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового
дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать
производство продукции до такого объема, при котором
предельный доход равен предельным издержкам.
Оценим чистую монополию с точки зрения общества в целом. Монополист:
1) сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель;
2) максимизирующий прибыль, имеет своим результатом недораспределённые ресурсов;
3) считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что является оправданным с точки зрения общества.
неэффективность тем оольше, чем меньше конкурентов.
Например, согласно оценкам, неэффективность может составлять 6% или больше от издержек для монополистов, но только 3% — для «средней» олигополистической отрасли, в которой четыре крупнейшие фирмы производят 60% общего выпуска продукции.
Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Экономические последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны. Первое: неудивительно, что монополист будет способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех остальных равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.
т.е. Рг = МС, и это равенство указывает на эффективное распределение ресурсов для этого продукта или услуги. Цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов, называется общественно-оптимальной ценой.
Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы, железные.
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции не
Важные признаки монополистической конкуренции:
1) каждая фирма, обладая относительно небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
2) тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен;
3) нет ощущения взаимной зависимости;
4) каждая фирма определяет сама свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы настолько мало, что у конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.
Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Дифференциация продукта может принимать различные формы.
В краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую
прибыль, либо столкнуться с убытками. В долговременном периоде для фирм, действующих при монополистической конкуренции, существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами,
к безубыточности.
Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен, — все это составляет издержки монополистической конкуренции.
При монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде. Это означает, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.
Неценовая конкуренция
В какой-то период времени фирма может не иметь перспективы увеличения прибыли за счет снижения цены. Единственным выходом остается неценовая конкуренция:
1) улучшение качества продукта;
2) реклама;
3) различные приемы, стимулирующие сбыт.
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыли.
В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту.
Стержневая черта олигополии — немногочисленность.
Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг — эта отрасль является олигополистической.
Там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом количестве производителей.
Выгодное расширение до больших размеров предприятий некоторых фирм неизбежно будет происходить за счет конкурентов. Реализация эффекта масштаба некоторыми фирмами предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния.
Фирма, которая имеет большую — и в абсолютном выражении, и относительно рынка — способность контролировать рынок и цену своей продукции, чем более мелкий производитель, пользуется несомненными преимуществами.
Всеобщая взаимозависимость и, как следствие, необходимость для фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики являются уникальными свойствами олигополии.
При установлении цены для олигополиста наиболее важными являются данные об издержках и спросе, но к ним нужно добавить реакцию со стороны конкурентов, что в высшей степени неопределенный фактор.
Итак, существование множества видов, или типов, олигополии мешает выработке какой-то простой рыночной модели, которая дает общее объяснение олигополистического поведения.
1. Олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими».
Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии.
2. Когда олигополистические цены изменяются, то фирмы изменяют свои цены все вместе.
Олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.
Чтобы понять сущность олигополистического ценообразования, рассмотрим четыре различные модели:
1) ломаную кривую спроса;
2) тайный сговор;
3) лидерство в ценах;
4) ценообразование по принципу «издержки плюс».
«Издержки плюс» — это когда к издержкам на единицу продукции добавляется накидка для того, чтобы определить цену. Однако издержки на единицу продукции изменяются с изменением объема производства, и поэтому фирма должна брать некоторый типичный, или плановый, уровень производства.
Лидерство в ценах является средством, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в прямой тайный сговор.
Получает развитие практика, когда «господствующая» фирма меняет цену, а все другие фирмы более или менее автоматически следуют этому изменению.
Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде.
Чтобы помешать новым конкурентам и тем самым сохранить существующую олигополистическую структуру отрасли, фирмы отрасли могут установить цену ниже максимизирующего прибыль уровня.
Отмечается, что олигополии питают отвращение к ценовой конкуренции. Упор делается на неценовую конкуренцию. И вот почему.
1. Олигополии считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменение продукта, усовершенствование производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.
2. Олигополистические отрасли обычно имеют значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией (поддерживать рекламу и развитие продукта).
Если точка зрения Шумпетера — Гэлбрейта верна, то с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению продукта, более низким издержкам производства на единицу продукции и, может быть, большему объему производства и большей занятости, чем было бы в той же самой отрасли, если бы она была организована на конкурентных началах.
Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Согласно этой точке зрения олигополия, для которой характерны барьеры для вступления, приводит к ограничению выпуска и снижению издержек на единицу продукции, что приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Действительно, можно утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается государственному регулированию для того, чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью. Тайный сговор между олигополиями может привести к тем же результатам, что и чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.
Формирование цен на ресурсы: объективные и субъективные факторы
1. Денежные доходы.
Самым важным в ценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные расходы. Расходы, которые предприниматели несут при приобретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы.
2. Распределение ресурсов.
Другим важным аспектом в формировании цен на ресурсы является то, что подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг между покупателями, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм.
3. Минимизация издержек.
Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов.
4. Вопросы экономической политики.
Кроме вышеуказанных объективных факторов, влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество проблем экономической политики.
Субъективные факторы
1. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и предложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от обычных.
2. Ситуация усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздействовать или даже их вытеснять политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уже о множестве других институциональных факторов.
не говоря уже о множестве других институциональных факторов.
Правило использования ресурсов: MRP = MRC
можно выделить наиболее важный момент: спрос на ресурсы является производным спросом, т.е. производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности
Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от:
1) производительности ресурса при создании товара;
2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса.
Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает
прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельными издержками на ресурсы (MRC).
Итак, для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до той точки, в которой предельный продукт (MRP) данного ресурса равен MRC. Можно согласиться, что данное правило MRP = MRC очень похоже на правило максимизации прибыли MR = МС (предельный доход = предельные издержки.
Материал ориентирован на тех у кого нет средств или времени для полноценного обучения. Моя позиция, как автора конспекта заключается в том, что каждый должен иметь возможность получать знания.
конспект сделан на основе учебника указанного ниже.
Носова, С.С., Микроэкономика. Макроэкономика : учебник / С.С. Носова. — Москва : КноРус, 2022. — 468 с. — ISBN 978-5-406-08680-3. — URL:https://book.ru/book/940650