Найти в Дзене
ИСТОРИЯ МИРА

"Побывавшие в Чечне отличались от простых солдат" - Какого было героям Чеченской компании в дисбате

Оглавление

«Мы ели со скоростью швейной машинки, так как на каждый прием пищи отводилось всего три минуты. Затем – снова построение».

Мало кто из военнослужащих желает оказаться в дисбате. Точнее будет сказать, что вообще никто этого не хочет.

Но в реальности, любой, кто оступился во время службы, совершив преступление, может попасть в дисциплинарный батальон, и ему не помогут никакие прежние заслуги и подвиги.

Чем же так страшен этот батальон?

Основанием для того, чтобы бойца или курсанта военного училища отправили в дисбат, может стать любое нетяжкое правонарушение.

В основном это неуставные отношения, драки или самоволка.

Для того, кто подвергся наказанию в виде дисбата, служба останавливалась. После того, как провинившийся отбывал полностью свой срок наказания, он возвращался в часть и дослуживал оставшееся время.

-2

Самым обидным считалось попасть в дисциплинарный батальон за несколько дней до окончания службы, когда вместо возвращения домой солдат оставался в армии еще на несколько месяцев: к оставшимся дням добавлялся срок наказания.

Многие утверждают, что «дисбат – хуже тюрьмы».

Однако, несмотря на то, что на окнах казарм стоят решетки, и повсюду присутствуют охранники, атмосфера дисбата и его режим намного мягче режима тюремного.

Отметку о судимости военнослужащему не ставят, но на время отбывания наказания его лишают званий.

В принципе, если военнослужащий сам не расскажет о том, что он был в дисбате, об этом никто не узнает.
  • Военнослужащие живут строго по уставу.
  • Весь их день расписан по часам.
-3

Деятельность отбывающих наказание состоит из однообразных ежедневных мероприятий:

Работа, теоретические занятия, изматывающие спортивные упражнения на открытом воздухе с перерывом на прием пищи и сон.

  • Личного времени – не больше часа.
  • Работа оплачивается, но не лучшим образом.

Причем только половина заработанного идет в карман военнослужащему, а вторая половина – на счет части.

Казалось бы, ничего страшного в отбывании такого наказания нет.

Но на самом деле такой распорядок жизни в течение нескольких месяцев очень сильно давит на солдата психологически. В самом начале боец проходит тяжелую адаптацию, а после «освобождения» часто нуждается в консультациях психолога.

-4

В 1995 году в дисбат попало немало бойцов, прошедших Чечню.

Причем среди них были и те, кто в хорошем смысле слова отличился в боях и был удостоен награды. Так в 1996 на канале «Комитета солдатских матерей» появился видеоролик, в котором речь идет о солдате Кутузове.

Находясь в дисциплинарном батальоне, он был награжден орденом Суворова за боевой подвиг, совершенный во время службы в Чечне.

Штрафники, побывавшие в Чечне, отличались от обычных солдат.

  • Во-первых, они легче и быстрее проходили адаптацию. Один из военнослужащих, Дмитрий, попавший в дисбат за неуставные отношения, рассказал: «Я не заметил большой разницы. Приехал и служу дальше. По мне, так обычная часть, только ограничений больше».
  • Во-вторых, для прошедших военные действия в Чечне, дисбат уже не казался местом, где они ощущали бы сильное психологической давление. Но это и понятно. Либо постоянное ожидание боя, где велики шансы погибнуть, либо ограничения, которые при любом раскладе не лишат тебя жизни и когда-то точно закончатся.
  • Ну а третье отличие было уже не в пользу бойцов, воевавших в Чечне. Человек защищал Родину с оружием в руках и был бы очень рад вернуться домой как герой и принять всю положенную герою славу, но ему предстояло еще несколько месяцев оставаться в армии. Это, конечно же, омрачало бойцу радость возвращения.
-5

В дисбат попадали солдаты из любого региона страны.

Получается, что на некоторое время там пересекались чеченцы и те, кто воевал в Чечне. Но для выяснения отношений у солдат абсолютно не было времени.

Вот как описывает дисциплинарный батальон побывавший там рядовой Д. Балахов:

«Строевая подготовка длилась по восемь часов каждый день. Иногда ее совмещали с изучением Устава. В таких случаях мы должны были держать Устав в правой руке, а левую заводить до упора за плечо.
Если кто-то сбивался с темпа, то вся рота должна была начинать сначала.
Любое передвижение, даже если ты идешь один, должно было происходить четким строевым шагом. Ходить, как это делают обычные люди - нельзя.
На каждый прием пищи отводилось по три минуты. Время начинали отсчитывать от последнего солдата, получившего свою порцию еды.
Ровно три минуты и снова построение.
Мы ели со скоростью швейной машинки. Работали не зависимо от погодных условий. Это тоже было тяжело, особенно если шел дождь или снег, и когда было ветрено».
-6

Часто те, кто возвращался из дисбата, предупреждал своих сослуживцев, говоря: «Ребята, проходите срок своей службы без нарушений, старайтесь не угодить туда, где был я: там намного хуже, чем в тюрьме».

Поделитесь в комментариях, что вы слышали о дисциплинарном батальоне или, может быть, пережили на личном опыте.

Дорогие читатели, новые материалы уже на канале - не забывайте подписываться и ставить лайки! Спасибо вам за вашу активность! ❤

До встречи! 🖐