Марка Шагала знают все, а картины его учителя Пэна я впервые увидела в Витебском музее и он меня зацепил за живое даже больше, чем его знаменитый ученик. Расскажу вам сегодня историю большого художника.
Родился Юдель (Иегуда, Юрий) Пэн в 1854 году в семье бедного еврейского ремесленника в Ковенской губернии (сейчас г.Зарасай, Литва) и уже в 4 года осиротел и его отдали в религиозную школу при синагоге. С детства ему пришлось работать подмастерьем маляра - рисовал вывески, афиши, расписывал интерьеры. Уже тогда он был одержим живописью и к тому же талантлив, он скопил денег, поехал в Петербург и через год мытарств поступил в Императорскую Академию Художеств, лучшее учебное заведение в стране - вот такая целеустремленность! После обучения, сменив несколько городов в поисках работы, он поселился в Витебске и в 1898г открыл там Школу Живописи, которую Марк Шагал в 1919г преобразовал в Витебское Художественное Училище.
Больше всего из его наследия осталось портретов, их отличает пронзительная глубина взгляда персонажа, каждое лицо думает, чувствует, живет на картине, не просто позирует. Обладая высоким академическим мастерством, в более поздних работах его фигуры стали иногда иллюстративны, порой напоминают хорошую художественную мультипликацию - у меня были ассоциации с работами Ю.Норштейна.
Интересный момент: по традициям иудаизма изображение людей считалось "греховным" делом и Пэн уже на старте своего увлечения живописью получил осуждение своего круга, став художником-портретистом, но тяга именно к человеку в искусстве победила в нем родовые традиции. Начало 20 века считается еще и "Еврейским ренессансом" и много творцов из иудейских семей вышли из-под жестких религиозных традиций и стали заниматься светским творчеством, иногда через призму своей идентичности. Такая команда была и в Витебске:
«Когда мы учились у него, шестеро мальчиков, он обращался с нами, как с самыми любимыми родными сыновьями. Пэн был для нас всем – и искусством, и школой, и даже домом. Поражала его бесконечная открытость, простота и вместе с тем высокая культура. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Все наставления делал мягко, без окриков, не повышая голоса. Не спрашивая, голодны мы или нет, Юрий Моисеевич грел для нас чай, варил картофель в мундире, ставил на стол кусковой сахар, масло, творог. И еще селедку – “шотландку”. Маленькие жирные рыбки...» - художник Петр Явич об учебе у Пэна в студии
Юдель Пэн много работал и по заказам состоятельных людей, чего не очень любил и не раз называл "потерянным временем", и по большинству портретов видно, как ему важно писать жизни простых людей, свой народ, искать разные типажи, истории, судьбы и характеры:
Отдельная тема портретов Пэна - мудрые, уставшие и спокойные еврейские старики. Это бедные ремесленники, которые до глубокой старости кто с иглой, кто с отверткой, кто с молотком. Часовщики, портные, сапожники, лавочники - самые распространенные ремёсла в 19 веке у еврейства. Кто помнит песню "Еврейский портной" Розенбаума? Найдите исполнение Аллы Иошпе - это будет лучший саунд к этим портретам, а портреты - лучшая иллюстрация к песне:
Молодость и красоту Пэн чувствовал так же ярко как старость и мудрость, посмотрите какие разные характеры, как тонко он передавал взгляд и оттенки эмоций у этих молодых девушек и мужчин:
К сожалению, Юдэль Пэн ушел из жизни трагично - в 1937 году он был крайне жестоко убит у себя в мастерской в Витебске, ему было 83 года. Версий о совершенном преступлении несколько, я не вижу причин верить ни одной из них, и правды уже не сыщешь, поэтому не буду их здесь транслировать. Стихи Марка Шагала о его смерти может дадут вам больше, чем туманная криминалистика тех лет:
"Нет моего учителя, его бородки нет,
Мольберта нет. Его убил злодей, явясь украдкой.
И утащила чёрная лошадка
Навеки ребе старого, куда-то на тот свет.
Твои портреты — местные евреи —
Лежат в грязи, по ним хвостом метёт свинья…
И горько я, учитель, сожалею,
Что одного оставил там тебя."
И пусть, как гимн жизни, среди портретов будет мой любимый пейзаж Пэна - все таки, несмотря на трагичный конец, художник оставил нам целую летопись в лицах еврейского народа и ставшего ему родным белорусского города Витебска, и его искусство было прежде всего про Жизнь - про силу, характер и терпение людей, пусть часто и про выживание, но это тоже - про победу над смертью и жизнь!
Было интересно узнать нового художника? Ставь 👍 Пиши, что понравилось в сегодняшнем выпуске "ХУДОЖНИК НЕДЕЛИ" и подписывайся на канал об искусстве и творчестве Лера Солнцева АРТ-ЖУРНАЛ