Найти в Дзене
Finanswer

Мог ли мир действительно избежать рецессии?

В прошлом году у рынков было ужасное время. Пока 2023 год выглядит иначе. Многие индексы, в том числе Euro Stoxx 600, гонконгский Hang Seng и широкий показатель цен на акции развивающихся рынков, показали лучшее начало года за последние десятилетия. Американский s & p 500 вырос на 5%. С момента достижения своего пика в октябре взвешенная по торговле стоимость доллара упала на 7%, что является признаком того, что страх перед мировой экономикой ослабевает. Даже для биткойна начался хороший год. Не так давно казалось, что глобальная рецессия наступила. Теперь оптимизм возрождается.

«Да зравствуют низкие цены на газ, прощай, рецессия», — подбодрили аналитики банка JPMorgan Chase 18 января в отчете по еврозоне. Банк Nomura пересмотрел свой прогноз предстоящей рецессии в Великобритании «на что-то менее пагубное, [чем] то, что мы изначально ожидали». Citigroup, заявил, что «вероятность полномасштабной глобальной рецессии, при которой рост во многих странах одновременно снизится, составляет примерно 30% [в отличие от] оценки в 50%, которую мы придерживались во второй половине года. прошлого года». Это крохи: мировая экономика слабее, чем когда-либо со времен карантина 2020 года.

Прогнозисты частично реагируют на экономические данные в реальном времени.

Несмотря на разговоры о глобальной рецессии, по крайней мере, с февраля прошлого года, данные оказались лучше, чем ожидалось. Рассмотрим еженедельную оценку ввп от оэср , группы в основном богатых стран, на долю которых приходится около 60% мирового производства. Едва ли это переживает бум, но в середине января немногие страны испытывали трудности (см. ниже). Широко наблюдаемый «индекс менеджеров по закупкам» показателей мирового производства немного вырос в январе, что соответствует росту ввп примерно на 2%.

-2

Официальные цифры остаются неоднозначными. Последние данные по розничным продажам в США оказались ниже ожиданий. Между тем, заказы на машиностроение в Японии оказались значительно ниже прогнозов. Тем не менее, после достижения летом рекордно низкого уровня потребительское доверие в странах оэср выросло. Официальные лица должны опубликовать свою первую оценку роста ВВП Америки в четвертом квартале 2022 года 26 января. Большинство экономистов ожидают приличных цифр, хотя сбои в связи с пандемией означают, что эти цифры будут менее надежными, чем обычно.

Рынки труда, похоже , тоже держатся отлично.

В некоторых богатых странах, включая Австрию и Данию, безработица растет — явный признак приближения рецессии. Не проходит и дня без объявления другой крупной технологической фирмы о том, что она увольняет людей. Тем не менее, на долю технологий приходится небольшая доля от общего числа рабочих мест, и в большинстве стран уровень безработицы остается низким. К счастью, работодатели в странах оэср выражают падение спроса на рабочую силу в основном тем, что отзывают объявления о вакансиях, а не увольняют людей. По оценкам, с момента достижения рекордного уровня в более чем 30 млн в начале прошлого года количество незаполненных вакансий сократилось примерно на 10%. Количество людей, фактически имеющих работу, упало менее чем на 1% по сравнению с пиковым значением.

Инвесторы обращают внимание на рынки труда, но сейчас их больше всего волнует инфляция.

Слишком рано знать, миновала ли угроза. В богатом мире «базовая» инфляция, мера основного давления, по-прежнему составляет 5-6% в годовом исчислении, что намного выше, чем хотелось бы центральным банкам. Однако проблема больше не усугубляется. В Америке базовая инфляция снижается, как и доля мелких фирм, планирующих повышать цены. Другой набор данных, подготовленный исследователями Федерального резервного банка Кливленда, Morning Consult, информационной фирмы, и Рафаэлем Шенле из Университета Брандейса, представляет собой межстрановой показатель общественных инфляционных ожиданий, который отражает снижения инфляционных ожиданий.

-3

Два фактора объясняют, почему мировая экономика держится неплохо: цены на энергоносители и финансы частного сектора.

В прошлом году стоимость топлива в богатом мире выросла более чем на 20%, а в некоторых частях Европы — на 60% и более. Экономисты ожидали, что цены останутся высокими в 2023 году, что приведет к сокращению энергоемких секторов, таких как тяжелая промышленность. В обоих случаях они были неправы. Благодаря необычно теплой погоде компании оказались неожиданно гибкими, когда дело доходит до высоких затрат. В ноябре промышленное потребление газа в Германии было на 27% ниже нормы, а промышленное производство сократилось всего на 0,5% по сравнению с прошлым годом. А за рождественский период европейские цены на природный газ упали наполовину по сравнению с уровнем, который последний раз наблюдался перед февралём 2022 года.

-4

Сила финансов частного сектора также имела значение. Наше лучшее предположение состоит в том, что семьи в G7 все еще сидят на «избыточных» сбережениях — т. е. на тех, которые превышают то, что вы могли бы ожидать от них в обычное время, — около $3 трлн (или около 10% годовых потребительских расходов). ), накопленный за счет сочетания пандемического стимула и снижения расходов в 2020–2021 годах. В результате их расходы сегодня устойчивы. Они могут выдержать более высокие цены и более высокую стоимость кредитов. Между тем, предприятия все еще сидят на больших денежных запасах. И немногие сталкиваются с большими выплатами долга прямо сейчас: $600 миллиардов корпоративного долга, номинированного в долларах, подлежат погашению в этом году, по сравнению с $900 миллиардами , подлежащими погашению в 2025 году.

Могут ли данные продолжать превосходить ожидания? Есть некоторые доказательства, в том числе в недавней статье банка Goldman Sachs, что
самое сильное замедление экономического роста из-за ужесточения денежно-кредитной политики происходит примерно через девять месяцев. Глобальные финансовые условия начали серьезно ужесточаться около девяти месяцев назад. Если теория верна, то вскоре экономика может снова оказаться в более надежном положении, даже если более высокие ставки начнут поглощать инфляцию.

Китай — еще одна причина для оптимизма. Хотя снятие внутренних ограничений из-за COVID-19 замедлило экономику в декабре, поскольку люди прятались от вируса, отказ от нулевой терпимости к covid в конечном итоге повысит спрос на товары и услуги во всем мире.

Синоптики также ожидают сохранения теплой погоды на большей части территории Европы.

Однако пессимистический довод остается сильным. Центральным банкам предстоит пройти долгий путь, прежде чем они смогут быть уверены, что инфляция находится под контролем, особенно с учетом того, что
открытие экономики Китая приводит к росту цен на сырьевые товары. Кроме того, экономика на пороге рецессии непредсказуема. Как только люди начинают терять работу и сокращать расходы, предсказать глубину экономического спада становится невозможно. И важный урок последних лет заключается в том, что если что-то может пойти не так, то так оно и бывает. Но все-таки приятно рассчитывать на проблеск надежды.