По оценкам аналитика, богатейшие люди страны всеми способами пытаются оправдать легальное происхождение своих капиталов
Иван Зубов
Несколько лет назад в британском издательстве Oxford University Press вышла книга «Богатые русские: от олигархов к буржуазии» австрийского дипломата, доктора социологии Элизабет Шимпфёссль, живущей в Лондоне. В прошлом году эта книга была переведена и издана на русском, с несколько другим, по-отечественному «завлекательным» заголовком: «Элизабет Шимпфёссль. Безумно богатые русские. От олигархов к новой буржуазии. М.: Individuum, 2022. Перевод с английского Ирины Евстигнеевой».
Вопреки громкому названию, это сугубо научный труд, предназначенный вниманию специалистов. Но вот интервью самой Элизабет Шимпфёссль различным российским изданиям, как раз интересны и широкому читателю. Сегодня, когда Россия стоит на очередной исторической развилке, будет любопытно уяснить, что же все-таки представляют собой так называемые российские олигархи, которые уже сходят с исторической сцены.
В своем интервью Forbes, которая социолог дала несколько дней назад, она снова обращает внимание на столь же забавные, сколь и зловещие черты этих людей. Но самое главное, что поражает в них, это то, что все они выросли и воспитаны в СССР, в духе «вечных равенства и братства», которые провозглашались столпами тогдашней идеологии. И то, как стремительно все это выветрилось из их голов еще раз подтверждает тщету любой пропаганды: стоит только перестать внушать какие-то «вечные ценности», на завтра от них и следа не останется.
Об источниках своего благополучия
Было американское исследование, из которого следует, что чем ниже люди находятся на шкале социального благополучия, тем с большей вероятностью они считают, что в жизни многое зависит от обстоятельств. А представители привилегированных элит, которые родились в династиях с именем и состоянием, больше всех убеждены, что главное условие для успеха — личные достижения, таланты и доставшаяся от предков хорошая генетика.
Российских олигархов отличает только то, что практически все они разбогатели в определенный исторический период, который предоставил им возможность такого стремительного роста. Поэтому немного нелепо сейчас звучат их адресованные молодым предпринимателям лекции о том, что делать, чтобы разбогатеть. Лучше всего, конечно, было бы этим молодым предпринимателям вернуться в прошлое и там начать богатеть, потому что сейчас и у самих этих лекторов не получилось бы стать миллиардерами с нуля.
Об исторических корнях
Интересно, что в последнее время начал появляться свежий нарратив в том, как они объясняют легитимность своего привилегированного положения. Если в начале нулевых все массово искали — и чаще всего находили — у себя дворянские корни (что немного смешно, если учитывать, какой незначительный процент аристократов был в дореволюционной России), то недавно в этих историях стали появляться отсылки к культурной связи с советской интеллигенцией. Представителям буржуазного класса важно опираться на некий культурный бэкграунд в прошлом. Вот сравнительно недавно российские богачи передумали искать родовитых предков и начали опираться на то, что у них действительно было — происхождение из советской интеллигенции. <…>
При этом часть из них даже видит себя моральными лидерами. Они рассказывали мне о своей миссии создавать гражданское общество и просвещать народ, прививая правовые и гражданские ценности. Не совсем при этом понятно, откуда именно у них такие полномочия. Отчасти принадлежность к советской интеллигенции, которая в отличие от дворянских корней не является вымышленной, помогает выстроить фундамент, на который можно опираться в такого типа притязаниях.
Об экономности
В 2018 году я сообщила всем своим респондентам, что книга вышла, и пригласила на презентацию в Лондоне. Миллионеры писали: «О, спасибо, что сказали, мы обязательно купим несколько экземпляров». Миллиардеры реагировали иначе — некоторые из них попросили прислать им экземпляры бесплатно. <…> Эта ситуация почти напомнила мне карикатурные портреты «капиталистических акул» из советских времен: сверхбогатые вообще не задумываются о том, как обстоят дела у других людей с деньгами.
О законе джунглей
Некоторые из миллиардеров прямо говорили мне, что надо помогать сильным, а не слабым, ссылаясь на законы биологии, и утверждали, что именно от этого зависит будущее России.
Они также не стесняются называть себя сексистами. Один олигарх сообщил мне, что он сексист, а потом зачем-то счел нужным объяснить, что «сексист — это не любитель секса»…»
И ведь все они абсолютно советские люди
Экономист Дмитрий Прокофьев комментирует эти тезисы в своем канале:
Самое интересное в этой истории, это, конечно, отношение российской верхушки к рубежу 1980-х-1990-х.
Люди готовы искать легитимность своего положения где угодно – но только не в своих действиях в тот период. Вот об этом они молчат, готовы рассуждать о чем угодно – только не о самом главном. И, да, кстати – все наши «акулы капитализма» - абсолютно «советские люди» - все ходили в советскую школу, читали советские книжки и слушали советские политинформации, а многие уже и пошли вверх по хорошим советским карьерным трекам.
Как-то помешал им весь этот идеологический багаж, когда потребовалось решать, что лучше – металлургический комбинат (нефтеперегонный завод) – или рассуждения о чудесах СССР? Нет, не помешал. Нефтеперегонный завод в собственности «перевесил» все воспоминания о «хоккейной коробке в каждом дворе».
Больше того – и начальство молчит о своих карьерах в 1990-е, и не ищет источника легитимности в том времени. А ведь прошло 30 лет! Представьте себе товарищей Сталина, Молотова или Ворошилова, рассказывающих с трибуны в 1947 году, о том, как хорошо было в России при царях. Немыслимо. Каноническое обоснование – почему товарищ Сталин, а не кто-то другой сидит в Кремле – людям дали еще в 1938 году, называлось оно «Краткий курс истории ВКП(б)». Сейчас ничего подобного нет и близко. Так, набор легенд и публицистических текстов.
В современной РФ власти говорят, приказывают писать книги и снимать фильмы о чем угодно, кроме самого главного – каким путем наши министры-капиталисты «пришли к успеху».
Истоки их жадности и безжалостности
Между тем, ученые давно доказали, что богатые и жаднее, и наглее бедных. К примеру, в одном эксперименте группе добровольцев с разным уровнем дохода предложили поиграть в кости со ставкой в 50 долларов. Тест показал, что более состоятельные игроки, для которых эта сумма не является «серьезной», мухлевали в три раза чаще.
Самым откровенным проявлением жадности богатых для психологов стал эксперимент с конфетами. Богатые брали из коробки в два раза больше сладостей, якобы предназначенных для детей в соседней комнате, чем менее состоятельные люди.
Ученые объясняют это тем, что богатые люди, владея большими ресурсами, более независимы от остальных членов общества и поэтому меньше задумываются о том, как именно будут расценены их действия.
«Неэтичное поведение в целях получения дополнительных доходов и роста своей значимости в обществе может быть тем «вечным двигателем», который все больше усиливает разницу в неравенстве доходов среди богатых и бедных», — считают социологи.