33,9K подписчиков

Со звездой на фронтоне: паровоз серии «Л» — один из самых массовых грузовых паровозов СССР

547 прочитали

Пришло время рассказать вам про ещё один советский паровоз, который я встретил во время посещения «Музея железных дорог России».

Сегодня речь пойдёт об одном из лучших грузовых паровозов страны — паровозе серии Л и конкретно про Л-2298.

Паровоз серии «Л» считается одним из лучших и одним из самых массовых советских паровозов того времени. Сегодня сохранившиеся экземпляры можно увидеть в разных музеях, а также в виде памятников на просторах всей России.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1942 году Красной армии удалось сдержать наступление внутрь страны войск Германии. Вместе с этим начался процесс восстановления и реэвакуации заводов.

Коломенский завод, до войны выпускавший паровозы серии Су и Э, сильно пострадал от бомбардировок.

Большую часть цехов завода требовалось выстраивать заново, но перед этим требовалось решить, паровозы какого типа будут тут производиться.

После тщательного анализа было принято решение, что Коломенский завод будет выпускать паровозы нового поколения с так называемой брусковой рамой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Выбрали компоновку (1-5-0, то есть пять ведущих осей и одна бегунковая) и провели конкурс на лучший проект.

Лучшим признали проект Коломенского машиностроительного завода, который уже 5 октября 1945 года превратился в паровоз П-0001 (П обозначала «Победу»).

Серийное производство стартовало уже в следующем году, а ещё через год серии паровозов присвоили обозначение «Л» по фамилии главного конструктора Л. С. Лебедянского.

Кстати, сами паровозы потом стали в народе назвать «Лебедянкой» или «Лебедем».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Конструктивно паровоз серии «Л» получился достаточно инновационным для своего времени.

Например, его оснастили топкой с четырьмя циркуляционными трубами, на которых был уложен кирпичный свод.

Для уменьшения влажности пара использовался центробежный пароосушитель.

Всё это нужно было для того, чтобы поддерживать температуру внутри котла на уровне 320—380°С, что обеспечивало около 2200 л.с. мощности.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Паровоз весом чуть больше 100 тонн мог разгоняться до 80 км/ч. Он отлично показал себя во время эксплуатации и был неприхотлив к обслуживанию.

Выпуск продолжался до 1955 года. Всего было сделано 4199 экземпляров, что считается внушительной цифрой по паровозным меркам.

Кроме Коломенского завода паровозы серии «Л» производились на Брянском машиностроительном заводе (с 1946 по 1950 год сделано 389 паровозов) и Ворошиловоградском паровозостроительном заводе (с 1950 по 1955 год изготовлено 2048 паровозов).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Представленный в музее локомотив Л-2298 был выпущен Коломенским машиностроительным заводом в 1954 году.

На заводе на него установили декоративные элементы, свидетельствующие, что его постройка была осуществлена в честь XII съезда ВЛКСМ.

Соответствующие надписи были также нанесены на поверхности водяного бака.

Интересно также, что на фронтоне всех паровозов располагалась красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР — В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Но этот элемент был демонтирован практически со всех локомотивов после десталинизации. Он сохранился лишь на нескольких паровозах.

После постройки в марте 1954 года паровоз поступил на Московско-Рязанскую железную дорогу, а с октября 1959 года числился в инвентарном парке Московской железной дороги.

После окончания эксплуатации был отправлен в резерв и хранился на разных базах запаса Московской железной дороги.

В 2000 году его передали в депо Рославль для пополнения коллекции Центрального музея Октябрьской железной дороги.

До 2016 года он экспонировался в музее на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, а теперь стал частью коллекции Музея железных дорог России.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов