Найти в Дзене
Анна Татьянина

5 ошибок, которые мы делаем на собеседовании

Оглавление
Чего нельзя делать на собеседовании
Чего нельзя делать на собеседовании

Сразу же обозначу несколько важных моментов:

  • То, что простят на собеседовании кандидату на позицию «Менеджер по продажам»-не простят «Директору по продажам». Чем выше позиция-тем больше требований и ожиданий
  • То, о чем будут спрашивать человека с большим опытом-может быть неважным на собеседовании для выпускника ВУЗа
  • Если на одном собеседовании вас спрашивали об опыте и/или ошибках в опыте - не значит, что об этом будут спрашивать на других собеседованиях.

Каждое собеседование-это отдельный случай: они будут отличаться друг от друга и тем, КТО вас собеседует, и тем КАК, и тем СКОЛЬКО опыта у HR-a.

Но есть и то общее (системное), что будет интересовать работодателя и повторяться на каждом собеседовании:

-2

  1. Опыт работы и в целом, и в частности в той сфере, на которую претендуете
  2. Успешность прошлого опыта: что там получалось, что не получалось и почему
  3. Ваши активность и инициативность (в целом насколько у вас активная жизненная позиция). Работодатель ждёт от сотрудника инициатив, идей и активности
  4. То, как вы умеете общаться: на собеседовании будут оценивать и вопросы, которые вы задаете (и если не задаете - это скорее насторожит работодателя), и то, как вы слушаете и как отвечаете. Доброжелательны вы, или агрессивны? Шутите, или замкнуты и настороженны?
  5. Умеете ли анализировать свои ошибки и в целом предыдущий опыт? И насколько системно и последовательно вы это делаете? От общего к частному видите ситуацию и описываете ее (а это идеальный вариант), или от частного к общему? Или же вовсе рваными кусками даете информацию?

Это 5 пунктов, которые наиболее важны, в целом их еще наберется штук 20.

И вот те ошибки, которые часто делают кандидаты на собеседовании:

1.Опоздания-неважно на 1 минуту, или на 15. Это показатель вашей зрелости и умения ориентироваться во времени.

Однажды я собеседовала кандидатов на позицию «Коммерческий директор», один из четырех человек опоздал на встречу на 30 минут, а на каждого кандидата в графике было по 60 минут.
Когда он зашел в кабинет, то первым делом сказал: «Нифига у вас тут парковки, встать негде!»

Для меня эта ситуация была очень показательной:

  • Не умеет планировать время, что для руководителя критично
  • Не берет на себя ответственность за ошибки, что для руководителя критично

Собеседование прошло номинально, через 15 минут мы попрощались.

2.Внешний вид: неопрятность, неряшливость, перебор с парфюмом, косметикой, грязная обувь/одежда.

Неважно сколько стоит ваша рубашка, важно, чтобы она была чистой и глаженной. То же самое касается волос, чистоты тела, ногтей и прочего.

Внешний вид - это то, что мы сразу видим в других людях.

Я помню, как на собеседование в июле, когда я набирала себе команду продавцов в отдел продаж мебели, пришла девушка в шортах, футболке, под которой был купальник и в сланцах. Волосы были грязными и собраны в хвостик.

На мой вопрос про уместность внешнего вида на собеседовании, она ответила, что это не суть. Ну не голая же она пришла!?

3.Обманывать, чтобы показаться лучше.

Зачем мы так делаем? Чаще всего, чтобы получить работу. Мы приукрашиваем себя, свой опыт, свои достижения. Стараемся нравиться работодателю, рассказывая о том, чего не было.

Помню, как я сама пришла на собеседование на позицию «Пресс-секретарь», меня спросили: «А большой ли у вас опыт в сфере подбора и обучения персонала?»
А опыт был: я и руководителем пресс-службы к тому времени 4 года отработала, и директором филиала 3 года была, который открывала с нуля.
И я ответила, что опыт большой, хотя честно было бы сказать, что опыт есть и уточнить, что для них значит «большой»?

Тогда я ответила, что опыт большой и мне предложили позицию «Руководителя отдела подбора и обучения», вместо «Пресс-секретаря». Я согласилась.

Это была моя ошибка: я неверно оценила объем своего опыта и ожиданий работодателя. Обманула их ожидания, даже не стараясь обмануть.

4.Не задаем вопросы и мало узнаем о вакансии и об условиях

Иногда мне клиенты, которые приходят ко мне, как к карьерному консультанту, признаются, что боятся задавать вопросы на собеседовании.

  • Подумают, что я глупый и ничего не знаю
  • А вдруг решат, что я от конкурентов пришел выпытывать информацию?
  • Ну а зачем я буду спрашивать лишнее? Если возьмут меня - выйду на работу и все узнаю.

А работодателю кажется, что если вы не задаете вопросы - то вы не очень заинтересованы в работе. Или же вам настолько важна работа, что вы готовы купить хоть что!

5.Рассказываем о том, что не относится к вакансии, к вам, к текущей позиции

Однажды я собеседовала женщину на вакансию «Менеджер по продажам в мебельный салон», опыта в мебели у нее не было.
Я спросила: «Какой ваш опыт в прошлом поможет вам в нашей компании?»
Она ответила: «Я почти 6 лет торговала овощами на рынке. С закрытыми глазами могу отличить мороженый лук и хорошего! А вы думаете, что я ваши кровати и матрасы не продам!?»

И еще помню, как мне кандидат на собеседовании стал рассказывать про свою тещу, которая ему кровь пьет и поэтому он ищет работу с командировками. И про тещу в разговоре было примерно 50% времени, а про опыт в целом 30%. Остальные 20% времени он мне рассказал про то, какие у него соседи по даче мерзкие и как они постоянно оставляют воду открытой и заливают его участок.

На мой вопрос: «Как история про дачу поможет мне оценить ваш опыт?», он ответил, что это же про его терпение и умение жить рядом с дураками.

На этом мы попрощались, я не была готова стать еще одним человеком в его жизни, который бы учил его терпению.

И главное помните: каждую ошибку можно исправить, если честно ее признать и взять за нее ответственность.