Да, были женщины на Руси, вернее, уже в России. Одна из дочерей Романовых, великая княгиня Мария Александровна, получила в подарок на свадьбу роскошную франж-тиару. Украшение составляло часть ее приданого. Только представьте себе, сколько на Руси были княжон, и сколько драгоценностей они вывезли за рубеж, чтобы удовлетворить честолюбие своих отцов. А возможно, останься все это богатство на родине, то и судьба страны сложилась бы по-другому?
Впрочем, сегодня не об этом, а о великолепной бриллиантовой диадеме, увезенной Марией в Англию.
Тиара с бахромой (или франж-тиара) великой княжны Марии Александровны переходила из королевской семьи в королевскую, прежде чем окончательно исчезла за дверями аукционного дома.
Эта особая драгоценность была подарком российского царя Александра II его дочери великой княгине Марии Александровне на свадьбу с одним из сыновей королевы Виктории, принцем Альфредом, герцогом Эдинбургским (а позднее и герцогом Саксен-Кобург-Готским). Когда Мария и Альфред поженились, украшение с бахромой, естественно, отправилось с ней на Туманный Альбион.
В браке Марии и Альфреда родился сын, принц, названный в честь отца Альфредом. Но еще у четы появилось четыре очаровательных принцессы: Мария («Мисси», ставшая королевой Румынии), Виктория Мелита («Уточка», ставшая великой герцогиней Гессенской, а Рейн, а затем, позже, русской великой княгиней), Александра («Сандра», ставшая принцессой Гогенлоэ-Лангенбургской) и Беатрис («Бэби Пчелка», ставшая испанской инфантой и герцогиней Галлиеры). Хотя она была самой младшей из четырех, именно Беатрис в конечном итоге унаследовала бахромчатую тиару.
Понятно, что английские принцессы также не остались у себя на родине. И Беатрис отправилась покорять строптивую и солнечную Испанию. Она надевала драгоценность на собственную свадьбу.
А потом она носила тиару во время своего брака, который был отмечен периодами жизни в Испании и длительными периодами изгнания в другие страны, включая ее родную Англию. Но гражданская война в Испании означала негативные изменения для всех испанских королевских особ, и Беатрис в конце концов решила продать бриллиантовую тиару, отчасти потому, что хотела построить госпиталь для раненых солдат.
Но даже тогда тиара осталась в большой семье. Покупателем была ее племянница, королева Югославии Мария (известная как «Миньон»), дочь старшей сестры Беатрис, Мисси. Миньон не раз щедро одалживала тиару своей матери, а Филип де Ласло даже дважды нарисовал Мисси в тиаре.
Югославская королевская семья тоже вскоре потерпела изгнание. Муж Миньон, король Александр II, был убит, и в конце концов она была вынуждена покинуть страну вместе со своим сыном, королем Петром II. В 1960 году тиара была продана на аукционе Sotheby's за 10 000 фунтов стерлингов. Его местонахождение сегодня неизвестно. Будем надеяться, что тиару не разобрали на отдельные камушки. Ведь такое великолепие должно храниться в музее веками.