Существует мнение, что наша жизнь в лучшем случае на 10% состоит из новых событий. Остальное это выражение нашего отношения к фактам, реакция на основе сложившихся привычек и глубинных убеждений.
Убеждение определяет наше поведение, качество нашей жизни и то как мы взаимодействуем с миром. Простой пример. Двум испытуемым поручили одинаковую задачу. Один приступает к выполнению с внутренней установкой – я неудачник. У второго установка – я справлюсь, эта задача, словно создана для меня. В итоге с задачей справились оба, только второй сделал это в несколько раз быстрее, точнее и в отличном настроении попросил побольше таких заданий.
В психологии убеждение – это сформировавшиеся в ходе жизни человека верования и знания, подобные аксиомам. Мозг принимает их, как константу, не требуя подтверждения, оперирует ими для решения жизненных вопросов. При этом наши убеждения статичны. Им не зачем меняться, если только мы сознательно не начинаем личностное развитие. Более того, некоторые ограничивающие убеждения становятся настолько бессознательными, что для их выявления требуются значительные усилия.
Убеждения могут стать как нашим самым мощным тормозом, так и реактивным двигателем нашей жизни. В нашей самореализации нет границ, кроме тех, что существуют в собственной голове.
Одна из моих самых любимых историй про позитивные убеждения это жизнь выдающегося изобретателя Томаса Эдисона. Его история сильнейший мотиватор, особенно для людей, считающих себя ограниченными жизненными и иными обстоятельствами, и как следствие – не способными добиваться своих целей.
С детства будущий гений имел ряд отклонений психического и физиологического плана. Он был глуховат, слаб. Ему тяжело давалась учеба, коммуникации со сверстниками и учителями. Томас был младшим ребенком у супругов, седьмым по счету. Домашние звали мальчика Альва, Аль или Эл. Он часто в детстве играл один. Еще до его появления на свет у четы Эдисон умерло трое детей, старшие брат и сестры были старше Томаса и не разделяли с ним его игр.
Его детство было наполнено драматическими событиями. Как-то Томас отправился с приятелем на реку. Пока он в задумчивости сидел на бережку, его товарищ утонул. Аль очнулся от своих мыслей и подумал, что приятель без него вернулся домой. Позже, когда обнаружили тело друга, невнимательного Томаса обвинили в несчастном случае. Это событие глубоко отпечаталось в сознании мальчика.
Учителя вообще считали великого изобретателя умственно отсталым. Однажды, вернувшись с занятий, маленький Томас отдал матери записку от школьного учителя. Миссис Эдисон вслух прочитала послание: «Ваш сын — гений. В этой школе нет подходящих учителей, способных чему-то научить его. Пожалуйста, учите его сами».
Томас получил домашнее образование, которое дала ему мать. Его изобретения сделали революции в техническом прогрессе и многие используются до сих пор: автоматический телеграф, электробор, фонограф, лампа накаливания с угольной нитью, электроосветительная система, электрогенератор, кинетоскоп, щелочная батарея – далеко не полный список.
Будучи знаменитым изобретателем, когда его мать уже умерла, Эдисон узнал правду. Он нашел ту самую записку учителя в семейном архиве. Из школы его попросту отчислили за неуспеваемость, а ее настоящий текст звучал так: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем учить его в школе вместе со всеми. Пожалуйста, учите его сами».
Позже Эдисон не раз повторял: «Моя мать была моим творцом. Она поняла меня, она дала мне возможность следовать моим склонностям».
Эдисону невероятно повезло. Рядом с ним был человек, который в буквальном смысле изменял его реальность. А есть ли рядом с тобой такой человек?