Все привыкли считать, что дружба декабристов была крепкой и настоящей. Однако иногда это были не просто товарищеские отношения, а нечто большее. О всех декабристах этого сказать нельзя, но, по крайней мере, Михаила Павловича Бестужева-Рюмина и Сергея Ивановича Муравьева-Апостола связывали очень близкие отношения.
Михаил и Сергей
Михаил Бестужев-Рюмин стал самым молодым декабристом, которого казнили. Он родился и вырос в семье советника. Его семье приходился родственником известный всем Алексей Бестужев, который был канцлером при императрице Елизавете Петровне. Кстати, канцлера также приговаривали к смертной казни, но императрица в последний момент его помиловала. Михаила Бестужева-Рюмина ждала участь куда печальнее. Николай І оказался более твёрдым в своём решении. Он не пощадил юношу из знатного рода, хотя тот и не был организатором восстания. Однако близкая дружба с Сергеем Ивановичем поспособствовала тому, что Михаила казнили.
Когда началось восстание, Михаил служил подпоручиком в Полтавском полку. По словам современников, он был пылким и быстрым, лёгким на подъём, умел красиво говорить и мог увлечь своей проникновенной речью.
В отличие от остальных декабристов он был из очень знатной семьи. Поэтому многим не совсем понятно, что его заставило принять участие в восстании. Он никогда не был замечен ни в каких сомнительных компаниях, отличавшихся свободомыслием. Хотя станет всё понятно, если проследить за началом его отношений с Сергеем Ивановичем.
Сергею Муравьеву-Апостолу на время казни было 29 лет. К этому моменту он уже получил звание подполковника. Сергей Иванович успел проявить храбрость и отличился в боях во время войны с Наполеоном. В полку Сергея Ивановича знали как бесстрашного воина, готового отдать жизнь в бою. Его наградили орденами за то, что он верой и правдой служил Отечеству.
Ссылка
Когда произошло восстание Семеновского полка, и Сергей, и Михаил оказались в ссылке на Украине. В то время эти места были самым настоящим захолустьем, далёким от цивилизации. Теперь красавицы Петербурга им были недоступны, как и столичные развлечения.
Вышло так, что военные были словно отрезаны от мирской жизни. Это их и сблизило. Они начали общаться и очень скоро сдружились так, что стали неразлучны.
По словам современников, Сергей Иванович, несмотря на свою привлекательную внешность, никогда не был замечен рядом с женщинами. Он не состоял в браке и не собирался жениться. Ему приписывали невесту по имени Софья, но выяснилось, что она вымышленная, так как такой женщины в жизни подполковника не существовало. Получается, что до 29 лет Муравьев-Апостол был один? Вовсе нет. Была в его жизни тайна, о которой знал только его брат Матвей.
Он не раз порицал Сергея за его «связи с дворянами, которые никогда нельзя допускать». Выходит, что увлечения в жизни подполковника были. Только интересовали его вовсе не представительницы прекрасного пола.
Все декабристы отмечали, что Бестужев и Муравьёв были неразлучными друзьями, не расставались ни на минуту. Что это было? Ответ снова в письмах, где брат советует Сергею оставить Михаила и найти себе девушку для создания семьи. Однако они оба так увлеклись обществом друг друга, что девушка была бы рядом с ними лишней. Михаил слушал Сергея и верил ему, а Сергею нравились пылкие речи Михаила.
Орест и Пилад
Когда декабристов допрашивали, то они старались уйти от ответа, как могли. Например, тот же Михаил Бестужев-Рюмин заявил, что он вдруг забыл русский язык, что все слова просто вылетели из головы. За несколько дней до этого он прекрасно изъяснялся на родном языке.
Когда Сергей узнал о казни, он не был удивлён и не просил о помиловании. У него было всего две просьбы: написать брату письмо и провести последнюю ночь в соседней камере с другом Михаилом. Остальным приговорённым декабристам было слышно, как друзья переговаривались друг с другом, так как их голоса были отчётливо слышны.
Известно, что о связи двух декабристов было известно и Льву Толстому, который изначально собирался написать в своём романе «Война и мир» о восстании декабристов. Однако тщательно изучив документы, понял, что тогда придётся рассказывать всю предысторию. Толстой узнал из документов, что два друга в последние минуты жизни не скрывали своих чувств. Они следовали к виселице вместе, обняв друг друга. Когда же им надели на головы мешки, они обменялись рукопожатием.
Всех пятерых казнённых похоронили в одной могиле на острове Декабристов, который назван в их честь.
Получается, что бесстрашные и смелые декабристы тоже не были лишены человеческих слабостей. А возможно, их мужская честная дружба была принята современниками за что-то иное? Как бы там ни было, правду сегодня узнать трудно, практически невозможно. Осталось только строить предположения и догадываться, какие отношения связывали двух декабристов.