С 2022-м полицейские Башкирии зарегистрировали более пяти тысяч фактов мошенничества с использованием IT-технологий, а в ближайшее время суды рассмотрят около 650 таких уголовных дел. Половина подобных преступлений совершена в интернете, более 36 процентов - с использованием телефона, а в 15 процентах случаев мошенники задействуют банковские карты.
- Аналогичное положение складывается и по линии краж денежных средств со счетов банковских карт, которые относятся к категории тяжких преступлений, — отметил замначальника управления уголовного розыска МВД Башкирии Алексей Солодянкин. — В регионе зарегистрировано более трех тысяч таких преступлений и в суд направлено около 1200 уголовных дел.
По словам г-на Солодянкина, основной массив подобных преступлений, а это около 75 процентов, совершается с использованием методов социальной инженерии, то есть при непосредственном общении жулика с потенциальной жертвой.
- Часто под видом сотрудников банков злоумышленники по SIP-телефонии называют людям их персональную информацию, имитируя работу колл-центра и вводят их в заблуждение о якобы несанкционированном списании денег с карты или оформлении кредитов, — пояснил Алексей Солодянкин. — Затем преступники предлагают жертве перевести деньги на безопасный счет или сообщить им реквизиты карты, а также коды подтверждения банковских операций.
Вторым излюбленным мошенническим способом выманивания сбережений является работа по интернет-объявлениям, размещенным как жертвами, так и самими злоумышленниками. Доверчивых людей вводят в заблуждение относительно истинных мотивов преступников, и они переводят деньги за липовый товар или сообщают реквизиты карт, а также коды подтверждения банковских операций для якобы перечисления аванса.
- Эти способы представляют наибольшую опасность, а причиненный ущерб, по предварительным оценкам, за десять месяцев этого года уже превысил 300 миллионов рублей, — уточнил г-н Солодянкин.
По словам управляющего башкирским отделением «Сбербанка» Азамата Салихова, банки постоянно отслеживают новые угрозы и совершенствуют технологии защиты, но и они не будут эффективны если сами жители не соблюдают простых правил безопасности.
— Сотрудники «Сбербанка» никогда не обращаются к клиентам через соцсети и другие средства связи, для того чтобы получить конфиденциальную информацию по картам или сведения о совершенных транзакциях, — пояснил Азамат Салихова. — «Сбербанк» отправляет смс только с номеров 900 и 9000, а при любом подозрении на обман советуем сразу прекратить общение и обратиться в банк.
Автор: Вера Белова