Найти в Дзене
История. Факты+мысли

Неожиданный крах Лаврентия Второго в апреле 1953-го

ЯНДЕКС-ДЗЕН ПРИСВОИЛ ДОХОДЫ ОТ РЕКЛАМЫ. КАНАЛ РАССЧИТЫВАЕТ НА МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТИМУЛ СО СТОРОНЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ПЕРЕВОД 100 рублей СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ

Вряд ли кто-то может упрекнуть товарища Берия в неумении подбирать кадры, поскольку он, как никто другой, мог распознать в человеке самые гнусные качества, необходимые управленцам в сталинской системе координат.
Среди тех, кого всемогущий нарком вознес на недосягаемую для рядовых строителей коммунизма высоту был его тезка товарищ Джанджгава, со временем заслуживший кровавый титул «Лаврентий Второй».

Их дружба началась на заре советской власти в Грузии, когда Берия дал молодому коммунисту направление для работы в ЧК. С тех пор товарищ Джанглава не щадя своих сил укреплял советскую власть на Кавказе, отказывая в нормальных условиях жизни всем, кроме самого себя. Внимательно следя за методами работы своего выдвиженца, Лаврентий Павлович ни в чем не мог его упрекнуть.

За долгие 16 лет, занимая различные государственные должности, он лишь однажды совершил опрометчивый поступок – в 1922 году умыкнул невесту без намерения жениться, не у той семьи. Узнав об этом, все мужчины древнего рода молча наточили кинжалы, оседлали коней и разъехались в разные стороны. На месте остался только отец и дед девушки, максимально задействовавшие весь свой административный ресурс, чтобы избавить от наказания того, кто первым найдет и разберется с обидчиком по закону гор.

"А воровал ты ее по советским законам?" - джигиты очень хотели задать такой вопрос тов. Джанджгаве.
"А воровал ты ее по советским законам?" - джигиты очень хотели задать такой вопрос тов. Джанджгаве.

Но товарищ Берия, по-братски пришедший на помощь, убедил старейшин действовать законными методами. Нехорошая история закончилась тем, что лихоимца исключили из ВКП(б), арестовали, потом устроили побег, а через год закрыли дело, не найдя в его действиях состава преступления. К тому времени тов. Джанджгаву перевели в соседний район, где он похитил уже члена партии, но женихом так и не стал. Однако предыдущий случай научил молодого чекиста более тщательно выбирать объекты своих притязаний, а потому жалоб больше не поступало и ничто не могло сдержать его стремительный карьерный рост.

Наконец, в конце 1938 года, когда сам тов. Берия вышел на новый уровень, тов. Джанджгава получил в подарок Белоруссию, заняв пост наркома внутренних дел республики и заодно поменяв фамилию, чтобы славянам было легче ее произносить. Отныне он стал Цанава.
На этой земле обычая кровной мести не было, поэтому главный чекист принялся карать врагов народа, не интересуясь, сколько у кого братьев, дядьев и прочих родственников мужского пола.

Выявив неимоверное количество предателей и шпионов, нарком обнаружил «фашистскую заразу» даже среди известных литераторов, обласканных советской властью. Такое рвение не нашло понимания у вождя, опасавшегося оставить БССР вообще без поэтов и прозаиков. Личным указом товарищ Сталин распорядился освободить писателей, но ничего не имел против масштабных репрессий на территории западной Белоруссии, вошедшей в состав Советского Союза в ноябре 1939-го.
За короткий срок товарищ Цанава провел четыре депортации, с особом усердием уничтожая частные крестьянские хозяйства, чем надежно обеспечил возникновение голода во вверенном ему регионе.

-3

Войну шеф госбезопасности, как и все руководители высшего ранга, встретил в состоянии полной растерянности. Однако, быстро собрав волю в кулак, он сумел грамотно наладить эвакуацию личного имущества и организовать расстрел всех заключенных, ожидавших рассмотрения своей участи в тюрьмах на территории Белоруссии. Правда, транспорта и времени для вывоза секретных документов, Лаврентий Фомич так и не нашел, в результате чего немцы захватили всю картотеку НКВД. По этим карточкам гестапо без труда раскрыло все подпольные организации и даже вычислило Сергея Третьякова, больше десяти лет работавшего на советскую разведку в Париже. Позднее об этом стало известно, но никаких санкций против главы наркомата внутренних дел республики не последовало – в конце концов, кто тогда был без греха?

Кроме того, новый начальник особого отдела НКВД Западного фронта (с июля 41-го) характеризовался как
«вдумчивый, спокойный и заботливый руководитель, уверенный в нашей победе. В боях за Родину был тяжело ранен и контужен».
После освобождения Белоруссии, товарищ Цанава получил прежний пост наркома госбезопасности БССР, а когда война закончилась, стал министром того же ведомства.

В 1946 году над ним впервые сгустились тучи, так как генералиссимус, имевший дурную привычку периодически менять палачей, учинил строгую проверку на местах. Нарушений социалистической законности в вотчине Лаврентия Второго, хватило бы на десять расстрелов для каждого из его подчиненных, но товарищ Берия, задействовав все свое влияние, уберег друга от неприятностей.

Почувствовав себя неуязвимым, тов. Цанава еще не знал, что судьба скоро сыграет с ним злую шутку, имевшую фатальные последствия. В 1948 году, товарищ Сталин, приняв во внимание лестные отзывы о «Белорусском Берия», поручил ему ответственное задание по устранению Соломона Михоэлса, возглавлявшего ЕАК. Ликвидация артиста, вместе с подведенным к нему агентом, была организована грубо, но настолько быстро, что все исполнители заслужили правительственные награды с наилучшими пожеланиями от Первого лица.

Белорусские чекисты исполнили волю вождю точно и в срок.
Белорусские чекисты исполнили волю вождю точно и в срок.

В очередной раз о дисциплинированном и трудолюбивом чекисте вспомнят после ареста гражданина Абакумова. Его переведут в Москву и назначат заместителем нового министра МГБ. Но на этом посту служба у Цанавы не заладится. К тому времени Иосиф Виссарионович окончательно потерял контроль над болезнью, которую врачи называют паранойя, и стал требовать раскрытия всевозможных заговоров в нереально короткие сроки.

Как ни старался Лаврентий Фомич угодить вождю,
«неустанно и коренным образом улучшая работу следствия», в марте 1952-го его уволили в запас, оставив лишь право ношения военной формы. Так, изнывая от безделья в расцвете сил, Цанава прожил целый год, но смерть Гения всех времен внезапно вернула его к активной жизни – генерал-лейтенанту доверили организацию похорон. Вновь почувствовав себя нужным партии и народу, он с энтузиазмом принялся за дело, рассчитывая в дальнейшем войти в ближний круг нового правителя. Это было упоительное время для сподвижников тов. Берия, ставшего, по сути, во главе государства. С одной стороны пропал дикий страх в любой момент оказаться на краю пропасти, с другой - открылись самые радужные перспективы.

Однако, вопреки всем надеждам, беда пришла откуда не ждали. Наставник, друг и соратник товарищ Берия, решив повысить свой рейтинг, рассказал советскому народу о преступлениях, творимых чекистами в тот период, когда лично он никакого отношения к карательному аппарату не имел.

Так, наряду с остальными, возникло дело Михоэлса.
Уже 4 апреля 1953 года достоянием гласности стало
"подлое убийство великого артиста" и главный подозреваемый гражданин Цанава, вместе с коллегами, оказался в заточении. Находясь в тюрьме, он без устали пишет покаянные письма бывшему благодетелю, взывая к былой дружбе, однако скоро с ужасом узнает, что половина таких посланий им отправлена уже после ареста Берии.

В отчаянии Лаврентий Фомич продолжает писать другим членам Политбюро, каждый раз трепетно задаваясь вопросом – а усидел ли на своем месте его теперешний адресат? С большим трудом прознав, в чем именно обвиняется Лаврентий Берия, подследственный Цанава пишет:
- Дорогой и любимый гражданин Ворошилов! Матерый враг советского народа, наймит капитализма Берия на почве личной мести, без всяких оснований бросил меня в тюрьму, и вот уже пятый месяц нет конца моим мучениям.

Но к тому моменту – в который уже раз – ситуация опять изменилась. Убийство Михоэлса теперь никого не интересует, так как его заказчик покоится в Мавзолее и останется в лике святых еще целых три года.

Поэтому
«бериевскому прихвостню» Лаврентию Цанаве не задают ни одного вопроса на эту тему. Зато активно интересуются репрессиями в Закавказье и Белоруссии, когда «английский шпион и моральный разложенец» выдвинул его на руководящие должности в тех краях. Письма, отправленные «другу-соратнику, учителю-наставнику» до и после 26 июня 1953 года (дата ареста Берия), собраны в отдельную папку и прилагаются к обвинению.

Словом, впереди отчетливо маячит 58 статья, со всеми пунктами. Процесс намечается громкий, но дознавателям фатально не повезло – 12 октября 1955 года
«заключенный Цанава скончался от сердечной недостаточности» в тюремной больнице.
Через год, начав разоблачение культа личности, Хрущев не обнародовал и сотой доли преступлений сталинского режима. Поэтому Лаврентий Цанава оказался в числе редких неудачников, понесших несвоевременное наказание.

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Иосиф Рапопорт - солдат, ученый и боец

Босс сицилийской мафии, добившийся для себя пожизненного заключения