Большинству детей с аутизмом сложно управлять своим поведением, даже с высокофункциональным расстройством, они могут впасть в серьезную депрессию.
Дети с тяжелой формой аутизма способны расстраиваться ежедневно. Нервные срывы (мелтдаун) могут затруднить ведение повседневной жизни и деятельности, даже обычный выход из дома. Не во всех случаях удается успокоить ребенка с РАС, но существуют некоторые методы, способные помочь.
Причины мелтдаун у детей с аутизмом
В отличие от своих типичных сверстников, немногие аутичные дети устраивают истерики, чтобы привлечь внимание или достичь желаемого (это относится к поведенческим проблемам). Чаще всего дети в спектре реагируют срывами на стресс без какой-либо конкретной цели. Таким образом они могут выражать состояние тревоги, разочарования или сенсорного перегруза. В наименьшей степени они умеют контролировать свои эмоции, в отличие от других детей. В результате чего срывы встречаются чаще.
Предикаты мелтдаун
Родителям ребенка с аутизмом не всегда легко предугадать или распознать ситуации, которые приводят к срыву.
Простые изменения в распорядке дня, такие как смена маршрута, способны дестабилизировать некоторых детей с РАС. Даже определенные запахи или мерцающие лампы дневного света, могут довести до мелтдаун.
С учетом выше сказанного, ребенок способен по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию изо дня в день. Пример, процесс, который запускает мелтдаун во вторник, будет полностью проигнорирован в пятницу. Точно также ребенок может реагировать на одни и те же стимулы в разных условиях. Например, переполненный людьми торговый центр вызовет сильную тревогу, а полный кинозал не окажет такого эффекта, особенно, если на экране показывают фильм с любимыми героями.
Реакции на стресс у детей с РАС
Реагирования на физический или эмоциональный стресс способны принимать разнообразные формы у детей с аутизмом. Например:
✔ крик или другие издаваемые звуки;
✔ избегание или бегство;
✔ самостимуляция или стимуляция;
✔ аутоагрессия;
✔ сенсорное избегание;
✔ поиск сенсорных ощущений;
✔ компульсивное поведение;
✔ отказ от взаимодействия;
✔ агрессия к другим.
Некоторые из этих форм поведения являются попытками самоуспокоения. Другие - это просто физическая демонстрация внутреннего тревожного состояния.
Почему возникает мелтдаун?
Существуют базовые факторы, вызывающие данное состояние и другие нетипичные эмоциональные реакции. У большинства детей с РАС поведение основано на ограниченных возможностях, включая:
✔ трудности понимания социальных норм и условностей;
✔ трудности с пониманием и использованием вербальной речи;
✔ трудности с с невербальным общением;
✔ Непонимание о вероятных негативных реакциях других людей на собственное поведение;
✔ сенсорные проблемы;
✔ отсутствие социальной мотивации или стремления к общественному принятию
Нередко те дети с аутизмом, которые не осознают социальных правил, невербальные стимулы и реакции людей, склонны к агрессивному поведению (агрессия может принимать разнообразные формы, открытые и закрытые).
Избегать срывов, предотвращать их или управлять ими не всегда получается и предоставляется возможным. Поэтому самое главное, научить ребенка с РАС контролировать свои эмоции, чувства и сохранять собственное спокойствие.
Есть некоторые методики, которые, хоть и не работают на все 100%, но могут иметь большое значение. Большинство из них связаны с сенсорной интеграцией.
Перечислим несколько приемов, использовав которые, вы возможно будете готовы к мелтдаун.
✔ Составьте план игры: если ваш ребенок склонен к сильной тревожности, подготовьте заранее план, чтобы знать, что делать вам и вашему ребенку во время мелтдаун. Например, считать до 10, практиковать дыхательные упражнения, просматривать видео, читать книжку и т.д.
✔ Приобретите сенсорные игрушки: например, мячи антистресс, жвачки для рук, пластилин, лизуны, пружинки и т.п.
✔ Обзаведитесь качелями, батутом или гамаком: для детей с аутизмом, это отличный способ получить сенсорную информацию для саморегуляции.
✔ Купите утяжеленный жилет или одеяло: для некоторых детей с РАС такие тяжелые предметы дают чувство безопасности, а также помогут успокоить ребенка во время приступа.
✔ Запаситесь жевательными насадками для ручек и карандашей: процесс жевания и кусания способны снизить тревожное состояние.
✔ Обучите по возможности ребенка методике медитации: не все дети с аутизмом могут овладеть техникой медитации, но есть шанс изучить технику дыхания.
✔ Заведите домашнего питомца: домашние животные оказывают успокаивающее действие на детей с РАС. При этом вид любимца может быть разнообразным: от крысы до собаки. Дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать себе друга.
Также укажем некоторые примеры, которые позволят успокоить тревожного ребенка с аутизмом.
✔ Необходимо уметь распознавать признаки срыва: дети с аутизмом нередко проявляют сигналы перед самим мелтдаун. Следите за состоянием и поведением вашего ребенка, чтобы успеть вмешаться до срыва.
✔ Контролируйте изменения в окружающей среде: можно закрыть дверь, приглушить свет или выключить музыку.
✔ Дайте ребенку пространство: если ваш сын/дочь не причиняет себе вреда во время стресса, то предоставьте им возможность успокоиться самостоятельно. При этом оставайтесь поблизости, чтобы убедиться в безопасности ребенка. Но старайтесь не давить или пытаться все исправить по своему.
✔ Всегда держите под рукой успокаивающие предметы: это могут быть сенсорные игрушки, планшет с любимыми играми или мультфильмами, вкусняшки и т.д.
Во время мелтдауна необходимо избегать и ошибок.
Иногда, в моменты срыва, бывает трудно вспомнить, что дети с РАС значительно отличаются от своих типичных сверстников. В такой ситуации они не устраивают истерику для манипуляции вашими эмоциями, чтобы добиться своего.
Чего не стоит предпринимать:
✔ не стыдите ребенка за его поведение, он все равно вас не поймет;
✔ избегайте нравоучений и споров с ребенком;
✔ не угрожайте ребенку, это может только усугубить течение срыва;
✔ не оставляйте ребенка без присмотра: возможно дать ему пространство, но всегда держитесь рядом для его безопасности;
✔ не позволяйте другим вмешиваться без вашего согласия или просьбы о помощи: даже при самых благих намерениях, неинформированные люди понятия не имеют, как нужно себя вести с аутичными детьми во время срыва.
На основе всего написанного, сделаем вывод:
Мелтдаун (срыв) часто встречается у детей с аутизмом при повышенной тревожности, это не является обычной истерикой. Такие срывы в большинстве случаев бывают из-за сенсорной перегрузки или резких изменений в окружающей среде.
Подготовленность родителей играет важную роль, если у ребенка часто случается мелтдаун. Необходимо найти и всегда иметь под рукой успокаивающие предметы (игрушки). Если срыв произошел, дайте ребенку пространство, но не оставляйте его без присмотра.
Не стыдите, не обвиняйте и не угрожайте своему ребенку, ведь ему крайне сложно или невозможно контролировать это состояние.