Найти тему
СПЕКТР АУТИЗМА

Как успокоить ребенка с РАС во время срыва?

Оглавление

Большинству детей с аутизмом сложно управлять своим поведением, даже с высокофункциональным расстройством, они могут впасть в серьезную депрессию.

Дети с тяжелой формой аутизма способны расстраиваться ежедневно. Нервные срывы (мелтдаун) могут затруднить ведение повседневной жизни и деятельности, даже обычный выход из дома. Не во всех случаях удается успокоить ребенка с РАС, но существуют некоторые методы, способные помочь.

Причины мелтдаун у детей с аутизмом

В отличие от своих типичных сверстников, немногие аутичные дети устраивают истерики, чтобы привлечь внимание или достичь желаемого (это относится к поведенческим проблемам). Чаще всего дети в спектре реагируют срывами на стресс без какой-либо конкретной цели. Таким образом они могут выражать состояние тревоги, разочарования или сенсорного перегруза. В наименьшей степени они умеют контролировать свои эмоции, в отличие от других детей. В результате чего срывы встречаются чаще.

Предикаты мелтдаун

Родителям ребенка с аутизмом не всегда легко предугадать или распознать ситуации, которые приводят к срыву.

Простые изменения в распорядке дня, такие как смена маршрута, способны дестабилизировать некоторых детей с РАС. Даже определенные запахи или мерцающие лампы дневного света, могут довести до мелтдаун.

С учетом выше сказанного, ребенок способен по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию изо дня в день. Пример, процесс, который запускает мелтдаун во вторник, будет полностью проигнорирован в пятницу. Точно также ребенок может реагировать на одни и те же стимулы в разных условиях. Например, переполненный людьми торговый центр вызовет сильную тревогу, а полный кинозал не окажет такого эффекта, особенно, если на экране показывают фильм с любимыми героями.

Реакции на стресс у детей с РАС

Реагирования на физический или эмоциональный стресс способны принимать разнообразные формы у детей с аутизмом. Например:

✔ крик или другие издаваемые звуки;

✔ избегание или бегство;

✔ самостимуляция или стимуляция;

✔ аутоагрессия;

✔ сенсорное избегание;

✔ поиск сенсорных ощущений;

✔ компульсивное поведение;

✔ отказ от взаимодействия;

✔ агрессия к другим.

Некоторые из этих форм поведения являются попытками самоуспокоения. Другие - это просто физическая демонстрация внутреннего тревожного состояния.

Почему возникает мелтдаун?

Существуют базовые факторы, вызывающие данное состояние и другие нетипичные эмоциональные реакции. У большинства детей с РАС поведение основано на ограниченных возможностях, включая:

✔ трудности понимания социальных норм и условностей;

✔ трудности с пониманием и использованием вербальной речи;

✔ трудности с с невербальным общением;

✔ Непонимание о вероятных негативных реакциях других людей на собственное поведение;

✔ сенсорные проблемы;

✔ отсутствие социальной мотивации или стремления к общественному принятию

Нередко те дети с аутизмом, которые не осознают социальных правил, невербальные стимулы и реакции людей, склонны к агрессивному поведению (агрессия может принимать разнообразные формы, открытые и закрытые).

Избегать срывов, предотвращать их или управлять ими не всегда получается и предоставляется возможным. Поэтому самое главное, научить ребенка с РАС контролировать свои эмоции, чувства и сохранять собственное спокойствие.

Есть некоторые методики, которые, хоть и не работают на все 100%, но могут иметь большое значение. Большинство из них связаны с сенсорной интеграцией.

Перечислим несколько приемов, использовав которые, вы возможно будете готовы к мелтдаун.

✔ Составьте план игры: если ваш ребенок склонен к сильной тревожности, подготовьте заранее план, чтобы знать, что делать вам и вашему ребенку во время мелтдаун. Например, считать до 10, практиковать дыхательные упражнения, просматривать видео, читать книжку и т.д.

✔ Приобретите сенсорные игрушки: например, мячи антистресс, жвачки для рук, пластилин, лизуны, пружинки и т.п.

✔ Обзаведитесь качелями, батутом или гамаком: для детей с аутизмом, это отличный способ получить сенсорную информацию для саморегуляции.

✔ Купите утяжеленный жилет или одеяло: для некоторых детей с РАС такие тяжелые предметы дают чувство безопасности, а также помогут успокоить ребенка во время приступа.

✔ Запаситесь жевательными насадками для ручек и карандашей: процесс жевания и кусания способны снизить тревожное состояние.

✔ Обучите по возможности ребенка методике медитации: не все дети с аутизмом могут овладеть техникой медитации, но есть шанс изучить технику дыхания.

✔ Заведите домашнего питомца: домашние животные оказывают успокаивающее действие на детей с РАС. При этом вид любимца может быть разнообразным: от крысы до собаки. Дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать себе друга.

Также укажем некоторые примеры, которые позволят успокоить тревожного ребенка с аутизмом.

✔ Необходимо уметь распознавать признаки срыва: дети с аутизмом нередко проявляют сигналы перед самим мелтдаун. Следите за состоянием и поведением вашего ребенка, чтобы успеть вмешаться до срыва.

✔ Контролируйте изменения в окружающей среде: можно закрыть дверь, приглушить свет или выключить музыку.

✔ Дайте ребенку пространство: если ваш сын/дочь не причиняет себе вреда во время стресса, то предоставьте им возможность успокоиться самостоятельно. При этом оставайтесь поблизости, чтобы убедиться в безопасности ребенка. Но старайтесь не давить или пытаться все исправить по своему.

✔ Всегда держите под рукой успокаивающие предметы: это могут быть сенсорные игрушки, планшет с любимыми играми или мультфильмами, вкусняшки и т.д.

Во время мелтдауна необходимо избегать и ошибок.

Иногда, в моменты срыва, бывает трудно вспомнить, что дети с РАС значительно отличаются от своих типичных сверстников. В такой ситуации они не устраивают истерику для манипуляции вашими эмоциями, чтобы добиться своего.

Чего не стоит предпринимать:

✔ не стыдите ребенка за его поведение, он все равно вас не поймет;

✔ избегайте нравоучений и споров с ребенком;

✔ не угрожайте ребенку, это может только усугубить течение срыва;

✔ не оставляйте ребенка без присмотра: возможно дать ему пространство, но всегда держитесь рядом для его безопасности;

✔ не позволяйте другим вмешиваться без вашего согласия или просьбы о помощи: даже при самых благих намерениях, неинформированные люди понятия не имеют, как нужно себя вести с аутичными детьми во время срыва.

На основе всего написанного, сделаем вывод:

Мелтдаун (срыв) часто встречается у детей с аутизмом при повышенной тревожности, это не является обычной истерикой. Такие срывы в большинстве случаев бывают из-за сенсорной перегрузки или резких изменений в окружающей среде.

Подготовленность родителей играет важную роль, если у ребенка часто случается мелтдаун. Необходимо найти и всегда иметь под рукой успокаивающие предметы (игрушки). Если срыв произошел, дайте ребенку пространство, но не оставляйте его без присмотра.

Не стыдите, не обвиняйте и не угрожайте своему ребенку, ведь ему крайне сложно или невозможно контролировать это состояние.