Почти шесть лет назад, 9 июня 2016 года, Правительство России утвердило стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.
В этой статье разберемся, насколько эффективно работает данная стратегия, а также попробуем ее улучшить и предложим собственные меры по развитию МСП в России.
Но, прежде, хотим представиться: мы – Atlant Capital, профессионально занимаемся инвестициями.
Помогаем инвесторам создать надежный и доходный инвест. портфель, а предпринимателям кратно вырасти за счёт нашей экспертности и доп. финансирования.
Амбиции стратегии развития
Итак, стратегия развития МСП до 2030 года несет в себе масштабную, но достаточно размытую цель:
“Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость”.
Приоритетные направления стратегии также не несут в себе конкретики, но предполагаемый результат уже куда интереснее:
“Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю МСП в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) – до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения – до 35%”.
Реалии стратегии развития
В открытом доступе крайне мало открытой статистики по реализации стратегии, однако можно отметить несколько моментов:
- В 2021 году в своем докладе Уполномоченный по защите прав предпринимателей сообщил, что доля МСП в ВВП страны составляет 20,8%.
Вероятно, на реализацию планов во многом повлияли Covid-ные ограничения, но фактически такой ключевой показатель только снизился за 5 лет работы. - В 2022 году стратегию ждало второе потрясение в виде множества санкций ЕС и ужесточения денежно-кредитной политики.
По данным НЦА, оборот малых предприятий в первом квартале 2022 года вырос всего на 1,7% к I полугодию 2021 года при накопленной инфляции за этот период в размере 15,9%.
Таким образом, несмотря на оказываемую предпринимателям поддержку и наличие стратегии развития МСП, многие показатели стоят на месте или становятся даже хуже, в том числе из-за различных непредвиденных факторов.
Как стоит поступить?
Для того, чтобы дать бизнесу возможность развиваться, тем самым укреплять экономику, но не создать риск хаоса на рынке, считаем уместными следующие меры:
В налоговой нагрузке:
- Предоставить право всем МСП возможность работать на УСН.
- Ввести страховые взносы в социальные фонды в размере 15% на весь размер заработной платы для МСП.
- Для патентной системы налогообложения увеличить максимально возможную среднюю численность наемных работников с 15 до 30 человек.
- Снизить НДС до ~15% (для обрабатывающей промышленности это важно, т.к. они обычно работают с НДС, и для них это существенная нагрузка).
В доступности капитала:
- Снизить требования к заемщикам в секторе МСП, упростить процедуры выдачи кредитов и сократить срока рассмотрения заявок.
- Обеспечить беззалоговое финансирование под гарантии государственных институтов развития.
- Обеспечить снижение общего размера ставок по кредитам для МСП до ~6%.
В кадровой политике:
- Снижать налоговую ставку на одного сотрудника с ростом рабочих мест, чтобы у бизнеса была мотивация их создавать.
- Освободить от уплаты страховых взносов микропредприятия на первые 6 месяцев работы.
- Освободить бизнес от выплаты отчислений в фонды с ФОТ на сотрудников-стажеров.
Кроме того, на наш взгляд требуется упрощение администрирования. В этом направлении правительство действительно двигалось, но сейчас решили внедрить единый налоговый платеж, обязательную маркировку и множество других вещей, усложняющих жизнь предпринимателей.
А как вы считаете, какие меры необходимо принять государству, чтобы МСП развивалось эффективнее?
Подписывайтесь на нас в Дзен и Telegram.
Мы делимся полезной информацией для предпринимателей и инвесторов.