Найти тему
КультРАкурс

О поиске и обретении лирики в картинах Вячеслава Костина

Весел зимний день, несмотря на отсутствие солнца… Почему-то кажется, что к этому городскому пейзажу Вячеслава Николаевича Костина непременно должны прийти стихи. Ну вот, например, быстро найденные строки Юнны Мориц: «Небо стальное в городе зимнем пахнет снегами. Все остальное пахнет бензином и сапогами…». Автобус спешит с пассажирами, спрятанными буднями в его темноватое нутро, и главное движение в картине принадлежит ему.

Зимний день. Вячеслав Костин
Зимний день. Вячеслав Костин

Стоит заметить, что благодаря динамичным мазкам и наклону дороги в картине возникает дополнительное ощущение движения. Чувствуете? Присутствуй здесь четкая горизонталь расположения объектов, оно бы исчезло. Художник накренил улицу, домишки, горы... Простой веер стволов и ветвей красив и поэтичен. А в уютных домиках тепло, и в каждом – свой центр жизни. И видя, как художник находит лирику, которую нивелирует монотонное житейское сознание, мы тоже начинаем чувствовать ее. Оттенки розового жемчуга, присутствующие в изображении снега, дарят пейзажу легкую нежность и затепляют его.

Золотые шары... Пышные салюты этих необычных цветов во дворах всегда воскрешают настроение детства, чуть ностальгически тревожа сердца. Как такую солнечность игнорировать художнику!? Невозможно...

Золотые шары. Вячеслав Костин
Золотые шары. Вячеслав Костин

Я представляю, как случился много лет назад этот натюрморт у Вячеслава Костина. Видно, что художник не желал причесанности образов. Пышный букет вольно разметал головки цветов в разные стороны. Изумрудная ткань, врываясь неожиданной яркостью, подчеркнула форму и цвет фруктов. И от всего веет августовской грустью, возможно, слегка тревожным настроением близящейся осени. А может быть, день был идиллический, и никаких тревог? Эту картину об уходящем лете, по словам Татьяны Костиной, музы и вдовы художника, автор очень ценил. Естественно выраженное настроение, которое свойственно живописи Костина, есть и здесь. У него вообще в подавляющем большинстве все образы выражаются свободно, часто с дерзостью стихий. Все это мощно проявляется в сюжетных работах, философских картинах, но о том чуть позже…

Вместе. Вячеслав Костин
Вместе. Вячеслав Костин

А вот два дерева, кажется, будто живущих близостью друг друга. И это - о выражении любви в сущем.

«Катунь в Мунах» – совершено лучезарный пейзаж, написанный двадцать лет назад. Мне кажется, автор должен был остаться довольным. Вода живая, многоцветная, энергичная…

Катунь в Мунах. Вячеслав Костин
Катунь в Мунах. Вячеслав Костин

Закончим эту небольшую галерею автопортретом. Костин смотрит с холста вдумчиво, серьезно. Тени, формирующие рельеф лица, несколько устрожают его, вкупе с темным фоном немного добавляя средневековой тональности всей картине.

Вячеслав Костин. Автопортрет.
Вячеслав Костин. Автопортрет.

Этот жанр – взгляд автора на себя, внутрь души и одновременно на своих современников. И в нем всегда передается какая-то внутренняя правда самопредставлений художника. В костинском случае отчетливо виден характер, который им с прямодушием и искренностью проявлялся в жизни и творчестве.

Это сегодняшнее прикосновение к отдельным работам Вячеслава Николаевича Костина – частичка памяти о нем, ушедшем в январе девять лет назад. И мы еще обязательно вернемся к его творчеству – к рассказу о больших полотнах, в которых художник стремился передать правду жизни и свое философское наполнение…

Вячеслав Николаевич Костин (1938 - 2014). Живописец, педагог. Член Союза художников России. Был награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Направления в творчестве: графика, живопись, керамика, литье в металле малых форм. Участник многочисленных выставочных проектов. Работы находятся в частных коллекциях России, а также в Национальном музее имени А. В. Анохина в Горно-Алтайске и бийском краеведческом музее.

Екатерина Баженова

Благодарю за внимание! Подписывайтесь, дорогие читатели!

Смотрите также:

Загадочный этноархаист Сергей Дыков. О сложном достижении простоты

Сладкая натура. Виноградные натюрморты Светланы Козловцевой

В духе старых мастеров. Великолепные пейзажи Вячеслава Торбокова