Найти тему

Жемчужины коллекций китайских императоров: Ботанический сад ТвГУ приглашает на выставку орхидей

На выставку орхидей в Ботанический сад ТвГУ нас пригласил лично директор Юрий Викторович Наумцев. Хорошо знакомые с атмосферой и традициями гостеприимства Сада, мы ждали, что новая встреча с ним станет настоящим праздником души. Так оно и случилось. Да и могло ли быть иначе в месте, которое так и зовется — Сад Души?

Из неприветливого, пасмурного, серого дня мы попадаем в теплую, уютную гостиную, украшенную к Новому году. Встречает нас сам радушный и улыбчивый хозяин Сада. Видеть и слушать Юрия Викторовича Наумцева — всегда большое удовольствие. С одинаковой легкостью и увлеченностью он может рассказывать и об истории, культурных традициях и кухне самых экзотических стран мира, и о тверских памятниках археологии, и о каждом лепесточке в любимом Саду. Но в этот раз мы получаем еще одну привилегию: экскурсию Юрий Викторович проводит для нас персонально.

-2

Приготовившись смотреть на цветы, мы не ожидаем, что выставка для нас начнется с погружения в секреты китайской живописи. Но это, как станет понятно позже, не случайность.

На стенах гостиной — работы тверской художницы Елены Коцюбинской, выполненные в техниках китайской живописи Гун-би, Се-и и Могуфа. Ее выставка в Саду называется «Танец кисти».

-3

Елена специально обучалась этим техникам у китайских мастеров, получила сертификат, — рассказывает нам Юрий Викторович. — Это совсем другие приемы, другие инструменты, даже кисть держится по-другому. И сами кисти другие. Китайская живопись графична, обязательны эти окантовки тушью…

Похоже на акварель, — замечаем мы.

При этом акварель здесь не используется вообще, — парирует Юрий Викторович. — Это тушь и минеральная краска. И выполняется работа не на холсте, а на рисовой бумаге. По холсту китайские мастера не работают. Бумага, сделанная из рисового волокна или древесного луба, натягивается на шелковое паспарту. Азиаты огромное количество бумаги, особенно для живописи или каллиграфии, производят классическим способом, когда сырье вымачивается, ферментируется, отбеливается, сушится.

-4

Мы спрашиваем, как именно делаются окантовки тушью в работах Елены, но Юрий Викторович уверяет нас, что такими приемами не владеет. Однако поучиться китайским техникам все желающие смогут 20 января на мастер-классе Елены.

Конечно, если вы видели классические работы китайских мастеров, разницу вы почувствуете, — рассуждает, глядя на картины, директор Сада. — И сама Елена признает, что не все пока умеет делать правильно. Но это очень правдоподобно, очень близко. У нас художественные выставки здесь проходят вообще перманентно, и мастер-классы тоже, но это совершенно ни на что не похоже. На картинах представлены 4 классических растения, которые считаются в Китае обязательными для живописного изображения: хризантема, бамбук, слива мэй и сосна. А вчера Елена специально для тверских журналистов писала в китайской технике в нашей оранжерее цимбидиум.

И вот тут мы и узнаем о связи китайской живописи и орхидей.

— Дело в том, — поясняет Юрий Викторович, — что первыми орхидеями, которые люди стали специально выращивать для наслаждения цветом и ароматом, были именно цимбидиумы, и это было около двух тысяч лет назад в Китае. Первые коллекции стала собирать китайская знать, вельможи. Орхидеи были у императоров. Выращивать их считалось очень престижным, для этого строили специальные павильоны, где знатные люди собирались, читали стихи. Цимбидиум — императорская орхидея. Его и писала Елена. Она пообещала нам, что картина останется в Саду.

Фото: Ботанический сад ТвГУ.
Фото: Ботанический сад ТвГУ.

Выставка и праздничное убранство гостиной останутся здесь до Китайского Нового года.

— Пролонгированный такой праздник, — смеется Юрий Викторович. — Вообще, уже много лет мы реализуем большой этноботанический проект «Возвращение к корням». Он посвящен региональным традициям использования растений, знания растений, что, в свою очередь, является механизмом сохранения. Когда люди знают растения и понимают смысл их использования, тогда они хотят их сохранять. Мы всегда стараемся узнавать и рассказывать не только о наших традициях, но и о международных. К сожалению, в центральной России, у нас в регионе эта преемственность часто утрачена. Но вот городские национальные сообщества, корейцы, китайцы, вьетнамцы, стремятся сохранять свои языковые и культурные традиции, кухню, бережно передают эти знания следующим поколениям, рожденным уже здесь, в Твери. И эти знания стабилизируют состояние общества. Это то самое устойчивое развитие в действии, о котором мы так много говорим. И в данном случае для нас это может стать примером.

Мы проходим вслед за Юрием Викторовичем в оранжерею Сада. Здесь довольно свежо, воздух наполнен тонкими ароматами, и дышится легко и приятно. Сотрудники Сада заняты поливом растений.

-6

— В этом году выставка орхидей у нас юбилейная, десятая, — не без гордости рассказывает Юрий Викторович, спускаясь по небольшому крылечку в оранжерее. — Мы и наши партнеры, коллекционеры, сады, поставщики-оптовики, очень гордимся тем, что есть возможность показать такие неординарные вещи людям.

Наше внимание, конечно же, сразу привлекают главные на этой выставке обитатели Сада — орхидеи. Их яркие, крупные и мелкие, разных цветов и форм цветки так и притягивают взгляд. Наш фотограф делает снимок за снимком. У каждого цветка мы задерживаемся надолго, рассматриваем, ищем, узнаем.

-8

— Это фаленопсис, комнатная классика, — подтверждает некоторые наши догадки Юрий Викторович. — На нашей выставке мы показываем и те орхидеи, которые специально выводились как комнатные. Например, камбрии. В природе их не существует, это сложные межродовые гибриды. Очень немного, к сожалению, сортов фаленопсисов имеют аромат, чего все ждут от орхидей. А вот камбрии, поскольку в их образовании участвовало сразу четыре тропических рода, в зависимости от того, какой род сыграл большую роль как «родитель», почти все являются очень ароматными и экзотичными. Камбрия выводилась именно для выращивания дома.

— Получается, они тоже не сложные в уходе?

— Да, да. Если говорить, например, о цимбидиумах, им всем нужна резкая смена температур, иначе зелени будет много, а цвести они откажутся. Многие цветоводы на это обижаются, ведь орхидея — вещица дорогостоящая, особенно крупная, экзотическая. А оказывается, что их нужно, и мы в Саду так и делаем, отправлять «погулять». Они у нас стоят, «гуляют» в парке, остаются там на все лето и до первых заморозков.

— А мы-то думаем, почему у нас на окне они сейчас не замерзают…

— Потому что очень многие орхидеи — высокогорные растения. И там, конечно, есть резкий сброс температур.

-9

Мы интересуемся, какое освещение необходимо этим красавицам.

— Все зависит от группы орхидей, — поясняет Юрий Викторович. — Есть коллекционеры, которые выращивают орхидеи ванды, например, а они требуют очень яркого солнца. Потому что в природе они поселяются на каменистых обрывах скал, на склонах под солнцем, и для них подходят южные окна. Растения из подлеска, например, почти все башмачки, требуют естественно полутени, это утреннее солнце или даже рассеянный свет. Фаленопсисам подходит и то, и другое.

Наше внимание привлекают цветы, которые расположены практически под крышей оранжереи. Их полив происходит через опрыскивание.

-10

— Как и в природе, — рассказывает директор Сада. — Роса, туман, дождь, и клетки мгновенно реагируют на влажность воздуха, растение зеленеет.

И дома у опытных цветоводов, и в оранжерее Сада орхидеи цветут впечатляюще долго.

-11

— Это не зависит от сезона, поскольку, чаще всего, это тропические растения, а в тропиках сезонность не выражена. Если условия в помещении идеальны, то цвести могут без перерыва. На это как раз обратили внимание крупные косметические бренды, — отмечает Юрий Викторович. — Чтобы продлить клеточную жизнь и замедлить старение кожи, они используют вытяжку из орхидей. Она стабилизирует тонкую структуру клеток. Такие кремы, например, очень дорогие. Орхидеи дают возможность продлить молодость кожи очень серьезно.

Мы останавливаемся у красивого «башмачка».

-12

Его нам подарил Ботанический сад Академии наук, — вспоминает Юрий Викторович. — Когда мы делали нашу первую выставку, мы беспокоились о том, где будем искать разные виды. Мы обратились к садам Москвы и Санкт-Петербурга, и нам на демонстрацию были переданы коллекции из фондов, которые в Москве и Петербурге даже не выставлялись. Тогда наша выставка так и называлась — «Сокровища закрытых коллекций». И мы их выставили здесь в открытом доступе. И наши партнеры были поражены тем, как интеллигентно, как бережно жители Твери относятся к растениям, на каком высоком уровне ведется здесь просветительская работа. Мы очень благодарны всем нашим друзьям. Естественно, когда мы ищем сложные и интересные сорта для выставки, мы смотрим на их стоимость, и нам очень приятно, что наши партнеры, фирмы-оптовики, отдельные садовники, вьетнамское кафе, приобретают цветы для нас.

-13

Среди красочных орхидей мы замечаем яркие, похожие на мандарины плоды. На самом деле, это каламондин, гибрид мандарина и кумквата. Его чаще всего используют для приготовления соусов, мармелада или чая. Такой чай время от времени можно попробовать в нашем Ботаническом саду. А еще прямо посреди оранжереи растет настоящая папайя, на которой зреют крупные плоды. Юрий Викторович отмечает, что и культурные, и дикие плодовые здесь проходят свой полный цикл.

-14
Растения беззлобны, они никогда не смогут никого обидеть, и, если ты все делаешь правильно, результат твоей заботы очевиден. Возникает ощущение, что цветок или растение пытается тебе сказать «спасибо». А это подкупает.

— Вы с самого детства интересовались растениями? — спрашиваем мы.

Практически, да, очень рано начал. Это такая семейная история, я на лето приезжал к бабушке, и обе мои бабушки увлекались домашним цветоводством. Это в Брянской области, на границе с Украиной и Белоруссией, там теплее, и садовая история побогаче. Нам всем хотелось много цветов. Очень быстро формируется привычка к тому, как благодарны все эти существа. Растения беззлобны, они никогда не смогут никого обидеть, и, если ты все делаешь правильно, результат твоей заботы очевиден. Возникает ощущение, что цветок или растение пытается тебе сказать «спасибо». А это подкупает.

Если усилия правильные, если ты делаешь это от души, тогда это очень быстро «строит голову», у детей особенно. Можно бесконечно объяснять, как себя надо вести, почему важно быть добрым, насколько хорошие поступки возвращаются к тебе. С растениями все очевидно. Делай, и к тебе вернется.

-15

Растения привыкают к человеку, реагируют на него. Например, стыдливая мимоза часто сворачивает свои листья, прячет, чтобы уберечь. Но клетки растения реагируют на выделения кожи человека, и, если садовник ухаживает за мимозой каждый день, она ничего не складывает, не прячется, она узнает человека и понимает, что ее обижать не будут.

Растения запоминают людей. Поэтому, когда мы в отпуск уезжаем, просим кого-то поливать наши цветы, потом возвращаемся и видим… Они вроде бы в порядке. Но видно, что скучали.

Мы сильно недооцениваем мир растений с точки зрения интеллектуальной, мы просто не в состоянии пока понять их способы общения, их реакцию. А они часто демонстрируют проявления разумности. Казалось бы, они статичны, безмолвны, но, тем не менее, у них внутри там свои мысли.

Глядя на приветливые, яркие цветы в оранжерее, мы особенно в это верим.

-16

Выставка орхидей «Тропический коктейль» в оранжерее Ботанического сада ТвГУ открыта ежедневно в будни с 9:00 до 17:00 и в выходные с 11:00 до 16:00.

Сад ждет всех желающих!

Больше фото — в альбоме.

Пресс-служба ТвГУ благодарит Юрия Викторовича за чудесную экскурсию и желает Саду Души процветания!

Текст и фото: Анна Смирнова.