Помимо картин Тайной Вечери и произведений с изображением Девы Марии, творения, показывающие на себе Распятия Иисуса Христа и других религиозных деятелей, являются наиболее воспроизводимыми религиозными произведениями искусства в истории человечества. Эта тема возникла ещё в византийском искусстве сразу после падения Западной Римской империи. В средневековье и в эпоху Возрождения она продолжила набирать обороты, подобные сюжеты появляются и на картинах современных живописцев.
Из-за этого работы с изображением Распятия отлично подходят для наблюдения за развитием различных художественных направлений и за тем, как художественное искусство развивалось на протяжении долгих столетий. В этой статье мы более подробно рассмотрим некоторые из самых известных картин с изображением Распятия в истории нашей планеты.
1 место. «Берлинское Распятие» – Джотто ди Бондоне
- Дата создания: 1320 год
- Размеры: 58 х 33 сантиметра
«Берлинское Распятие» – это название картины от Джотто ди Бондоне (годы жизни 1267-1337) – готического художника, находившегося под сильным влиянием византийского искусства. Он жил и работал во Флоренции (Италия) в период позднего средневековья и за это время успел создать одни из самых известных готических произведений искусства.
Картина выполнена темперой и золотом на панели и имеет относительно небольшой размер. В те времена в истории искусства масляная живопись ещё не была стандартным средством для работы, именно поэтому она значительно отличается от картин эпохи Возрождения. Данный стиль также иногда называют «проторенессансом».
2 место. «Диптих Распятия и Страшного Суда» – Ян ван Эйк
- Дата создания: 1430-1440 годы
- Размеры: 56,5 х 19,7 сантиметров
«Диптих Распятия и Страшного Суда», также известный как «Диптих с Голгофой и Страшным Судом», это диптих от Яна ван Эйка (годы жизни 1390-1441) – раннего нидерландского мастера, который по праву считается одним из первых художников, освоивших масляную живопись. Это прекрасно отражено в невероятном количестве деталей, которые он добавлял к своим произведениям.
На данном диптихе изображается сцена Распятия Иисуса Христа слева, а также Страшного Суда и адского пейзажа по правую сторону творения. Диптих имеет при себе петли, а значит, его можно закрыть и с лёгкостью носить с собой, и, скорее всего, он был заказан для религиозных целей.
3 место. «Распятие Монд» – Рафаэль Санти
- Дата создания: 1502-1503 годы
- Размеры: 283,3 х 167,3 сантиметров
«Распятие Монд», также известное как «Распятие с Девой Марией, Святыми и Ангелами» или же «Алтарь Гавари», представляет собой монументальное произведение искусства, написанное Рафаэлем Санти (годы жизни 1483-1520) – мастером эпохи Высокого Возрождения. Это была одна из самых ранних работ итальянского художника, она была завершена в ту пору, когда он ещё был подростком, по крайней мере, ему точно было не более двадцати лет.
Примечательно ещё и то, что данная работа изначально состояла сразу из четырёх панелей, но за долгие столетия из них сохранились только три. Центральная панель изображает на себе Распятие, она сопровождалась пределлой из трёх панелей. Творение было заказано для украшения церкви неподалёку от родного города Рафаэля – Урбино (Италия). На нём изображается пейзаж, полностью отражающий эту местность.
4 место. «Распятие Святого Петра» – Микеланджело
- Дата создания: 1546-1550 годы
- Размеры: 625 х 662 сантиметра
«Распятие Святого Петра» – это монументальное произведение искусства от Микеланджело (годы жизни 1475-1564) – ещё одного выдающегося мастера эпохи Возрождения XVI века. Оно украшает собой стену Капеллы Паолина, которая является частью Апостольского Дворца в Ватикане.
Это была последняя фреска, которую Микеланджело успел завершить за всю свою жизнь, также не стоит забывать, что на протяжении своей долгой карьеры в основе своей творец работал скульптором. С годами фреска пришла в упадок, но в 2009 году её полностью восстановили. Примечательно ещё и то, что во время проекта реконструкции был обнаружен и автопортрет самого Микеланджело, он находится в верхнем левом углу работы.
5 место. «Распятие» – Тициан
- Дата создания: 1558 год
- Размеры: 371 х 197 сантиметров
- Место нахождения: Церковь Святого Доминика (Анкона, Италия)
«Распятие» – это название картины в творчестве Тициана (годы жизни 1488-1576) – одного из величайших венецианских художников в истории человечества. Она оказалась завершена, когда итальянскому мастеру уже было около семидесяти лет. А заказал её один венецианец, который в ту пору проживал в Анконе – городе в центральной части Италии.
На полотне в натуральную величину изображаются Святая Мария и Святой Иоанн, которые расположены у самого подножия креста. Коленопреклонённая фигура была идентифицирована как Святой Доминик. Монументальное произведение искусства до сих пор хранится в святилище церкви Святого Доминика в Анконе.
6 место. «Распятие» – Тинторетто
- Дата создания: 1565 год
- Размеры: 536 х 1 127 сантиметров
«Распятие» – это картина кисти Тинторетто (годы жизни 1518-1594) – человека, вовсе не чуравшегося созданием монументальных произведений искусства. Венецианский художник-маньерист написал сразу несколько картин для Скуолы Гранде-ди-Сан-Рокко – городского братства, основанного в 1478 году.
Вся композиция наполнена разными фигурами, что делает её одной из самых замечательных из когда-либо созданных картин с изображением Распятия. Она занимает собой всю стену Зала делль’Альберго – одного из многих роскошных залов этой культовой венецианской достопримечательности.
7 место. «Распятие Святого Петра» – Караваджо
- Дата создания: 1601 год
- Размеры: 230 х 175 сантиметров
«Распятие Святого Петра» – это картина от Караваджо (годы жизни 1571-1610) и одна из самых известных работ в творчестве этого именитого живописца эпохи барокко. Она считается весьма характерным творением Караваджо, сумевшая вобрать в себя стиль тенебризма, который итальянский творец великолепно усовершенствовал.
Это одна из трёх больших картин, украшающих собой Капеллу Черизи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме – столице Италии. Вторая из них «Преображение Святого Павла» (1600 год) от всё того же Караваджо, она сопровождается гораздо более красочным творением под названием «Успение Богородицы» (1590 год) кисти Аннибале Карраччи (годы жизни 1560-1609).
8 место. «Воздвижение Креста» – Питер-Пауль Рубенс
- Дата создания: 1610-1611 годы
- Размеры: 462 х 341 сантиметр
«Воздвижение Креста» – одна из самых известных картин в творчестве Питера-Пауля Рубенса (годы жизни 1577-1640) – выдающегося фламандского мастера, который большую часть своей карьеры жил и работал в Антверпене (Бельгия). В настоящее время сие творение находится в Кафедральном Соборе Антверпенской Богоматери – самом известном сооружении города.
Это одна из трёх картин Рубенса, которые вы сумеете найти в соборе, остальные носят название «Снятие с Креста» (1612 год) и «Вознесение Пресвятой Девы Марии» (1626 год). Произведение Рубенса с изображением Распятия является воплощением разработанного лично им драматического стиля барокко, на который очень сильно повлияла его длительная поездка в Италию в самом начале XVII столетия.
9 место. «Жёлтый Христос» – Поль Гоген
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 91,1 х 73,4 сантиметра
«Жёлтый Христос» – это картина кисти Поля Гогена (годы жизни 1848-1903) – французского живописца, который стал профессиональным художником уже в более зрелом возрасте. Он завершил данную работу во время своего пребывания в Понт-Авене – небольшой деревушке в регионе Бретань, Франция. В конце XIX столетия она стала настоящей художественной колонией.
Гоген был вдохновлён Распятием в тамошней часовне, которое и послужило образцом для этой удивительно жёлтой картины. На полотне отображается Иисус Христос, распятый в бретонском пейзаже, а местные женщины скорбят и молятся рядом с ним. Жёлтый цвет стал символом суровой жизни крестьян того времени в той части Франции.
10 место. «Белое Распятие» – Марк Шагал
- Дата создания: 1938 год
- Размеры: 154,62 х 140 сантиметров
«Белое Распятие» – это творение от Марка Захаровича Шагала (годы жизни 1887-1985) – русского художника, который большую часть своей профессиональной карьеры жил и творил на территории Франции. Эта работа лишний раз подчёркивает страдания Иисуса Христа и всего еврейского народа незадолго до начала Второй Мировой войны.
Шагалу удалось использовать Распятие Иисуса Христа в качестве символа актов насилия, совершённых нацистами против евреев. На создание данного произведения художника вдохновило путешествие в Европу из родной Беларуси – страны, входившей в ту пору в состав Российской империи.