Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Маршал Франции. Посмертно

В июле 2021 года, во время очередной поездки в Петербург, довелось мне почти две недели пожить в самой «козырной» гостинице из всех гостиниц, в которых я в Питере побывал - Catherine Hotel. (Не сочтите за рекламу). «Уникальность» этого места естественно не в удобствах номера, великолепной обслуге и всём таком прочем. Самое главное в нём – место расположения. Если вы глянете на карту, то поймёте, о чём я.

Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте Санкт-Петербурга. (Фото автора).
Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте Санкт-Петербурга. (Фото автора).

Назван отель не просто так, рядом с ним находится католический храм Святой Екатерины. У них даже адрес общий, Невский проспект д.32-34. Да и гостиницу запихали в строения, некогда относившиеся к церкви.

Вид из окна.
Вид из окна.

Сам храм строили несколько десятков лет, начали ещё при Анне Иоанновне, закончили при Екатерине II. В честь Екатерининой небесной покровительницы его и освятили. Удобно, да? Тут Катарина и там Катарина. Умение вовремя польстить монарху бесценно. (Да и сам католический приход в Петербурге получил имя Святой Екатерины явно не случайно – на момент его основания официальной женой Петра I уже была Екатерина).

Современное внутреннее убранство.
Современное внутреннее убранство.

Проживая в двух шагах, в сам храм я, естественно, тоже заглянул. Однако храм этот особого впечатления он не произвёл. А его историей («ну, подумаешь, храмик XVIII века, я и покруче видал») я тогда ещё не поинтересовался. Потому и осмотр был поверхностный, и фотографии, сделанные там внутри или рядом, были благополучно погребены под мегатоннами других фотографий, благо Петербург просто кладезь достопримечательностей.

Но вот принялся я эти фотографии разбирать, и наткнулся на нечто странное.

Вот такая доска стоит тут скромненько в углу.
Вот такая доска стоит тут скромненько в углу.

Ну-ка, ну-ка, что бы это значило?

Кто такой Моро, не доктор из произведения Герберта Уэллса, а маршал из истории Франции, мы знаем. Но что он делает в Петербурге?

-5

Жан Виктор Моро…

Один из тех сыновей французских добропорядочных обывателей, кто с головой кинулся в вихрь Революции. И кого этот вихрь изрядно растрепал. В армию Моро рвался ещё до Революции, но, под давлением отца, худо-бедно, стал юристом. Ну а потом, когда, Ancien Régime приказал долго жить, Моро, таки, добился, и попал в Национальную гвардию.

Как строятся революционные карьеры мы знаем. Безызвестный артиллерийский офицер за одну-единственную операцию, в 1793 году, в Тулоне, скакнул в бригадные генералы. А адвокат Моро за год пребывания в Национальной гвардии с нуля стал подполковником. А в том же 1793-м он становится уже дивизионным генералом, вчистую обойдя Бонапарта. (Впрочем, Бонапарте был из сепаратиствующих нацменьшинств, плюс моложе на шесть лет).

Генерал Жан Виктор Моро.
Генерал Жан Виктор Моро.

Не смотря на неожиданно-стремительный революционный взлёт, Моро вполне профессионально и успешно сражался против врагов Французской республики, пока, в 1799 году, судьба не занесла его в Северную Италию. Там тридцатипятилетнего генерала, не дожидаясь первой звезды, отпинал русский семидесятилетний старец, Суворов Александр Васильевич. (Какого чёрта русские войска делали в Альпах, сражаясь за австрийские интересы? Надо бы спросить Павла I, но увы – невозможно).

Знаменитая картина Василия Сурикова. Благодаря формату, её теперь удобно фотографировать на смартфон, лично могу подтвердить :-)
Знаменитая картина Василия Сурикова. Благодаря формату, её теперь удобно фотографировать на смартфон, лично могу подтвердить :-)

Получилось, что пока Бонапарте страдал фигнёй в Египетском походе, Моро профукал все его предыдущие достижения в Северной Италии, все эти Лоди, Арколе, Риволи… Абыдно, да?

В итоге, Моро перекинули на «немецкий фронт», и там он снова показал себя с лучшей стороны, но… Бонапарт, видимо, затаил на него в душе хамство, и генерала Моро пристегнули к политическому делу заговорщика генерала Пишегрю (а под началом Пишегрю Моро когда-то служил, очень удобно, да). Результат – официальное изгнание. С 1805 года генерал Моро поселился в САСШ.

Моро – победитель австрияков при Гогенлиндене. Кто лучше победил войска Второй коалиции в 1800 году – Бонапарт при Маренго или Моро при Гогенлиндене – выбирайте сами.
Моро – победитель австрияков при Гогенлиндене. Кто лучше победил войска Второй коалиции в 1800 году – Бонапарт при Маренго или Моро при Гогенлиндене – выбирайте сами.

Там за его обработку взялась разведка. Русская. В итоге, на сотрудничество Моро уломали осенью 1812 года, когда Бонапарт уже был в Москве. В качестве «военспеца» Моро прибыл к антифранцузским союзникам только летом 1813 года.

И в первом же крупном сражении, в котором он участвовал лично – в битве у Дрездена 15 (27) августа 1813 года – генерал Моро был убит.

Естественно, есть легенда, что Наполеон, в бою лично опознав личного врага, Моро, в бинокль, лично стрельнул в того из СВД пушки…

Моро находился в свите императора Александра. Тот, на показ, выехал «на передок», французское ядро, летевшее «куда-то туда», удачно шлёпнулось в Моро, покалечив ему ноги. Через две недели, не смотря на ампутацию и врачебный уход, Моро умер.

Чбоньк! Французское ядро, падавшее, на излёте, по навесной, ударило в левое колено Моро, затем «прошило насквозь лошадь», раздробило правую голень генерала, и откатилось прочь.
Чбоньк! Французское ядро, падавшее, на излёте, по навесной, ударило в левое колено Моро, затем «прошило насквозь лошадь», раздробило правую голень генерала, и откатилось прочь.

Даже удивительно, что эта символичная история с «предательством родины, переходом на сторону врага, гибелью в первом же бою против своих» случилась на самом деле.

Ну а после смерти Моро случилось то, что связало его с Петербургом. По распоряжению Александра I тело генерала Моро было отвезено в Петербург и захоронено в католическом храме Святой Екатерины, что на Невском проспекте.

-10

В 1814 году, после первого отречения Наполеона и реставрации Бурбонов, Людовик XVIII присвоил генералу Моро звание маршала Франции. Посмертно. Отменил ли это присвоение Наполеон во время своих «Ста дней» неизвестно (а то ему мало хлопот было!), но на текущий момент Жан Виктор Моро продолжает быть маршалом Франции, и в 2017 году французы передали петербургскому храму Святой Екатерины мемориальную доску, для установки над его гробницей.

Отдельная ирония истории: если мы пройдёмся по современному Невскому проспекту, старому и новому, с запада на восток, от Дворцовой площади, до площади Александра Невского, сначала мы пройдём мимо места упокоения фельдмаршала М.И. Кутузова (в Казанском соборе), которому изгнанник Моро был союзник, потом пройдём мимо упокоения самого генерала, посмертно – маршала, Моро (в храме св.Екатерины), а потом доберёмся до Александро-Невской лавры, где погребён генералиссимус Суворов, победитель француза Моро.

Такие дела.

#история #россия #история россии #наполеоновские войны #франция #война #наполеон #военная история #генералы #отечественная война #война 1812 года