Найти тему
ИНОСМИ

На Украине автомобильное топливо стало "предметом роскоши"

   © РИА Новости Мария Девахина
© РИА Новости Мария Девахина

Европа готовится ко второй волне нефтяного эмбарго, а жителям Украины уже почти все равно, пишет "Украина молодая". За год цены на топливо выросли на 70%, его внутреннее производство остановлено или уничтожено. Впереди ждет инфляция, девальвация и сокращение предложения.

Наталия Нападовская

Европа готовится ко второй волне нефтяного эмбарго: за две недели морские поставки дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки из РФ будут почти запрещены. В прошлом году ЕС и Великобритания импортировали из России дизельное топливо объемом примерно в половину своих потребностей, поэтому его замещение для европейцев будет сложной задачей, и даже может вызвать временный дефицит бензина и дизеля, что сразу почувствуют украинские трейдеры. На Украину топливо везется только через западную границу, в основном через автомобильные пункты, через три речных порта на Дунае и небольшая доля поступает по железной дороге.

Внутреннее производство горючего в стране едва теплится. Объекты нефтяной инфраструктуры уничтожаются "под ноль": на прошлой неделе был разрушен мини НПЗ в Мерефе. Завод готовился в январе выдать первые образцы товарной продукции, но теперь представители предприятия говорят, что восстановление пока невозможно. Двумя неделями раньше пострадал государственный Шебелинский ГПЗ (тоже Харьковская область).

Реализация долгожданного нефтяного эмбарго для европейцев – это не просто выражение озабоченности. Это довольно непредсказуемый период турбулентности, как логистической, так и ценовой, к которому они готовились. В чрезвычайном режиме перестраивали логистические цепочки и заключали новые контракты, но риски все равно остались.

Как это скажется на украинцах? Что касается цен на топливо и дизель, то внутренний спрос уже давно на них не влияет, как и повальная "генераторизация". Как шутят, Украина – единственная страна в мире, живущая на генераторах, но не это является проблемой. Цены на топливо в 2022 году, по данным НБУ, выросли на 69,4% (в начале 2022 года бензин стоил 25-30 гривен за литр, сейчас – 50 гривен, или около 1,34 доллара в эквиваленте).

Несмотря на такой резкий скачок, цена бензина на Украине все равно остается самой низкой в Европе. Дешевле в Белоруссии (1,14 доллара), вот только как-то отнести подконтрольную РФ Белоруссию к европейским странам язык не поворачивается. Однако реальная стоимость топлива для граждан Украины не такая уж и низкая. На среднюю зарплату британец может купить две тысячи девяносто шесть литров бензина, а украинец – лишь двести девяносто восемь с половиной литра.

В 2023 году на стоимость бензина, дизеля и автогаза в нашей стране будут влиять три фактора – инфляция, девальвация и сокращение объемов предложения, считает директор специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. Последний фактор накануне пятого февраля 2023 года будет решающим, следовательно, вероятны перебои с поставкой топлива на Украину. В феврале на украинских АЗС цена на топливо и дизель может подскочить. Никаких долгосрочных контрактов украинские трейдеры не заключают. Поэтому рост цен будет ситуативным, в зависимости от наличия топлива на европейском рынке. Уровень подорожания топлива на Украине в 2023 году может составить от 0,8–2,5 гривен за литр топлива до 4–8 гривен за литр. Особенно сложным ожидается весенний период, когда возрастет спрос на дизель со стороны аграриев.

"Рост цен будет ситуативным, в зависимости от наличия топлива на европейском рынке. В преддверии аграрного сезона темпы роста цен на дизель будут выше, а ближе к лету, скорее всего, активнее будет дорожать автогаз. Бензин подорожает, но спрос на него не меняется", – считает Геннадий Рябцев.

На некоторое время объем "свободного" топлива в Европе сократится, следовательно, как подчеркивает эксперт Сергей Куюн, директор консалтинговой группы "А-95": "Мы являемся частью рынка Европы, там готовятся к турбулентности, поэтому велика вероятность того, что мы это тоже почувствуем. И готовиться к этому надо. Пока продолжается конфликт, мы не можем быть абсолютно уверенными ни в чем".

Оригинал статьи