Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. ОНР. 13 лет. Зачем петь плохоговорящему ребёнку и как это организовать с аутистом.

До меня тут дошло, что некоторые читатели, не поняли, зачем Грише петь песни))) Это для речи. Плавность. Пение добавляет плавности в говорение. Плюс дыхание. На дыхании строится вся речь. Но конкретно про Гришу, думаю, не лишним будет рассказать, как я это дело организовала. У нас в уроке теперь есть пение. Но, если кто-то думает, что мы просто поём и всё, нет. Это не так. Гриша быстро может устать и вообще, ДА, отказаться. Ага. По сей день отказаться, если не учесть некоторые нюансы. Поэтому всё хитро, как обычно. Приходит пение. 1. Я начинаю петь первую строчку, 2. Гриша повторяет, 3. мы поём одну строчку вместе. И так пропеваем всю песню. Теперь уже по 2 строчки. Это ж ещё и память. Да, Гриша плохо, ужасно, невыносимо ненормально, никак не запоминает то, что не относится к его интересам. Поэтому пение - ещё и тренировка памяти. Итак. Спели. 4. Далее я выхожу на сцену и пою одна. С объявлением певца и песни. Делаю это, чтобы Гриша загорался самим театральным действием. Ему это нрави

До меня тут дошло, что некоторые читатели, не поняли, зачем Грише петь песни)))

Это для речи. Плавность. Пение добавляет плавности в говорение. Плюс дыхание. На дыхании строится вся речь.

Но конкретно про Гришу, думаю, не лишним будет рассказать, как я это дело организовала.

У нас в уроке теперь есть пение.

Но, если кто-то думает, что мы просто поём и всё, нет. Это не так. Гриша быстро может устать и вообще, ДА, отказаться. Ага. По сей день отказаться, если не учесть некоторые нюансы.

Поэтому всё хитро, как обычно.

Приходит пение.

1. Я начинаю петь первую строчку,

2. Гриша повторяет,

3. мы поём одну строчку вместе. И так пропеваем всю песню.

Теперь уже по 2 строчки.

Это ж ещё и память. Да, Гриша плохо, ужасно, невыносимо ненормально, никак не запоминает то, что не относится к его интересам. Поэтому пение - ещё и тренировка памяти.

Итак. Спели.

4. Далее я выхожу на сцену и пою одна. С объявлением певца и песни. Делаю это, чтобы Гриша загорался самим театральным действием. Ему это нравится.

5. И потом так же смело, как мама, он выходит и поёт сам, один. Когда приходит время текста, который он не знает, то берёт листок и читает с листа.

Вот и всё.

Это оооочень короткое занятие пением. Оно минут 10 занимает. Но в нём нет случайностей... Это не просто "давай споём". К сожалению, нет.

---

А вот вечером происходит следующее.

Мы всей семьёй поём эту песню (сейчас "В лесу родилась ёлочка").

Зачем поём?

1. У папы есть слух и ничего о педагогике папа не знает. Он просто поёт. И Гриша старается подстроиться под темп.

2. Петь в коллективе - это тренировка внимания, самообладания.

3. Петь вне урока - тренировка переключения и сотрудничества с людьми.

4. Просто ещё раз попеть - это уже тренировка именно плавности речи.

---

Как очевидно, пение вечером с папой - это шестой пункт урока пения, просто вынесен он на вечер. А вообще, как я называю этот процесс, - это генерализация навыка. Да-да.

Я ещё прошу Гришу петь бабушке, учительнице. И, когда тепло, мы поём на улице.

---

Всё это делается не для того, чтобы Гриша начал петь или был цирковой обезьянкой. Нет.

Всё это делается, чтобы Гриша снёс все трудности, связанные с пением. А они заключаются не только в открывании рта и извлечении звука. В случае Гриши, есть множество моментов, которые могут не позволить это делать. Вот их мы и убираем. Сразу. Чуть-чуть сдвигая. Незаметно. Но системно, по всем фронтам.

Вот такая история с пением.

П.С. Цель не попадание в ноты, цель - плавность речи и способность делать это везде, не только на уроке. Это важно. Для аутичного человека, который "здесь говорю, а здесь молчу", очень важно.

П.С. 2 К слову, петь можно и с неговорящим (но издающим звуки) ребёнком. Мы пели.
Помню одну диагностику у логопеда, когда Гриша ничего сказать не мог, зато спел первый куплет "спокойной ночи, малыши"... Промычал.