Привет! Вы на канале “Спросите Машу!”
Сегодня я расскажу вам про “синдром отличника” и объясню, чем он отличается от перфекционизма.
На моем канале есть статья про перфекционизм:
"Синдром отличника" = перфекционизм?
Многие ошибочно считают, что перфекционизм = “синдром отличника”. На самом деле, это немного разные вещи, но часто люди с “синдромом отличника” потом уходят в перфекционизм.
Отличие заключается в мотиве:
- Люди с синдромом отличника всегда ждут что их оценят на "5". От окружающих они требуют оценки себя, своей работы, ждут похвалу.
- Перфекционисты хотят сделать все на "5". От окружающих они так же как и от себя требуют, чтобы все было сделано идеально.
Как получить "синдром отличника"?
"Синдром отличника" очень просто заработать в детстве. Само слово “отличник” родом из детства, а точнее из школьной поры. Да, в школе есть система оценивания, но не человека, как личности, а его работы, в данном случае учебы. Но, к сожалению, очень часто такое "оценивание" переходит на личность самого ребенка. Это очень сказывается на личности, если оценку дают самые близкие люди - родители и прежде всего мама.
В 90% случаев причиной "синдрома отличника" являются родители.
Например:
Сын принес "4". А мама ему говорит: “Почему 4? Нужно учиться на 5. Ты же можешь на 5.”
Или не говорит ничего, а начинает игнорировать ребенка. В результате ребенок начинает думать, что мама его любит и замечает, только когда он учится на 5.
Я уже писала, но повторю еще раз: Любить ребенка нужно не за что-то, а просто потому, что он есть.
А как же быть, когда ребенок “забивает” на учебу, приносит 3 и 2?
Конечно, не нужно радоваться и хвалить. Но вы должны четко разделять любовь к ребенку и полученные им в школе оценки.
Вы можете сказать: “Я тебя люблю, потому что ты мой сын, но мне не нравится, что ты получаешь двойки. Давай подумаем почему так происходит и как это исправить. Ты же знаешь, я всегда рядом и я готова тебе помочь.”
Ни в коем случае не обижайтесь на ребенка за плохую оценку и не наказывайте его молчанием.
Если у ребенка сформируется связи “Меня любят - когда учусь на "5". Не любят и игнорируют - когда учусь плохо, значит нужно заслуживать хорошие оценки” считайте что он заработал себе “синдром отличника”.
Чем плох “синдром отличника”?
Например, для работодателя, человек с “синдромом отличника” просто подарок! Такой сотрудник никогда не откажется от дополнительной работы, он всегда готов задержаться или выйти в выходной день. А еще, такому человеку совсем не обязательно платить премию, достаточно грамоты или звания “работник месяца” или просто публичной похвалы начальника.
А каково самому человеку с “синдромом отличника”, что чувствует он?
Самое печальное, что это человек который никогда не чувствует себя счастливым.
Он давно уже не знает чего хочет сам. Его личные потребности уже давно задвинуты в “пыльный угол”, ведь он постоянно старается угодить другим, старается заслужить их похвалу, внимание, любовь.
А как это можно сделать? Человек с “синдромом отличника” видит только один ответ на это вопрос - получить "5", выполнить все "на отлично".
Он ждет, что его оценят окружающие. И от того, как его оценят, зависит его эмоциональное состояние. Если его работу оценят плохо, он тут же переносит эту оценку лично на себя: "это я неудачник", "я плохой и никчёмный".
Вот еще одно отличие от перфекциониста:
Перфекционист сам оценивает себя и свой труд (негативно, но сам!). Человек с “синдромом отличника” ждет, когда его оценят другие. Сам себя он оценить не способен и даже если он это сделает, такая оценка для него ничего не будет значить.
Человек с “синдромом отличника” очень боится совершить ошибку.
Он уверен, что отличнику нельзя совершать ошибку! Отсюда постоянное напряжение, постоянная тревога, нарушение аппетита, сна. Рано или поздно у такого "отличника" сдают нервы и происходит срыв.
На самом деле страх “я не сделаю”, “я не справлюсь” - это страх из детства, который родился из страха принести 4, “потому что я знаю ты можешь больше”.
Этот страх у вас звучит так: “из меня ничего не получится в глазах окружающих”. К самой работе это не имеет никакого отношения.
“Синдром отличника” оказывает влияние на все сферы жизни.
В личной жизни
Такой человек будет стремиться всячески угодить своему партнеру. Будет “наступать себе на горло” ради похвалы и одобрения. Будет всячески показывать свои “заслуги”, а иной раз и говорить прямо: “Я вынесла мусор, я же молодец? Скажи мне.” Сначала это может умилять, но со временем начнет дико раздражать.
Прочитав все это у вас может возникнуть вопрос: Так что же, не нужно стремиться учиться на отлично и выполнять все отлично?
Стремиться нужно. Но важно с какой мотивацией.
Если вы считаете, что если не получите "5", то вы плохой, недостойный. Получением оценки “отлично” вы избегаете негативного опыта (нелюбовь, неодобрение) - это разрушающая мотивация.
А если вы стремитесь получить "5", потому что это порадует вас, сделает счастливым. Вы получаете "5", чтобы прийти к успеху - это созидательная мотивация.
Как себе помочь?
Скажу сразу “синдром отличника” излечим.
С чего начать?
1. Самопринятие: "Я принимаю себя любым". Наблюдайте за собой и не ждите оценки со стороны.
На моем канале есть прекрасное упражнение-медитация:
2. Разрешите себе делать ошибки. Для этого посмотрите вокруг себя, на своих близких и знакомых. Ведь они совершают ошибки, и вы о них знаете. И что с ними произошло? Земля разверзлась и поглотила их? Но нет же.
Невозможно всегда и во всем “получать 5”. Ошибки - это наш опыт, часть нашего пути. Разрешите себе делать ошибки. Не наказывайте себя за них, ведь вы уже не ребенок, вы взрослый человек и способны сами оценить ситуацию, свой труд. Выполняйте работу, не оглядываясь на то, что скажут другие, не ждите их одобрения.
Очень полезно читать биографии известных людей, которые достигли успеха. В них вы тоже увидите, что эти люди ошибались и увидите, как они справлялись со своими ошибками, что делали.
Выполняя работу, погрузитесь в процесс, а не нацеливайтесь на результат. Когда вы не сфокусированы на результате в итоге, он может превзойти ваши ожидания, потому что вы будете видеть больше вариантов решения, будете более креативны в подходах решения. Фокус на результате дает туннельное восприятие. Вы видите только кусок, а в целом картину не видите.
4. Вам нужно снизить важность "5".
Задайте себе вопросы:
- Что произойдет если я не получу "5"?
- Какие плюсы я получу от этого?
Подумайте хорошо, потому что плюсы наверняка будут.
Техника: “Разговор с Тенью”
Тень “отличника” - это “двоечник”. Закройте глаза и представьте себе свою Тень -Двоечник.
- Какая она?
- Попробуйте поговорить с ней.
- Xто она хочет вам сказать?
- Какие качества этой Тени вы можете применить к себе, в своей жизни?
5. У “отличников” много телесных блоков (потому что они находятся в постоянном напряжении). С этим отлично справляются техники для расслабления и медитации. На моем канале есть видео таких техник. Вот одна из них: