Мы продолжаем говорить о романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Предыдущую часть можете читать по ссылке.
Система образов романа
Главные герои группируются в романе вокруг центрального персонажа, именем которого и названо произведение. Илья Ильич Обломов — дворянин и помещик тридцати лет, мягкий, бездеятельный, хоть и одаренный талантами. Поэтический склад души Обломова уносит его в мечты, настолько яркие и вдохновляющие, что они заменяют герою реальную жизнь. Большую часть времени Обломов проводит на диване. Однако не стоит представлять его только как мечтательного лежебоку.
О том, что не все так просто, говорит уже имя персонажа. Илья Обломов — это и Илья Муромец, который 33 года ждал на печи, прежде чем сделаться богатырем, и ветхозаветный пророк Илия. При этом фамилия Обломова намекает на его оторванность от некоего целого: он «обломок». Столкновение двух грандиозных прототипов в сочетании с такой явно снижающей пафос фамилией задают противоречивость героя.
У Обломова есть друг детства Андрей Штольц из семьи обрусевших немцев. Именно с подачи Штольца Илья Ильич на время открывается социальной жизни. Два этих персонажа во всем друг другу противопоставлены. Штольц, в отличие от Обломова, активный, включенный в происходящее. Но при этом крайне трудно сказать, чем конкретно он занимается. Традиционно Штольца определяют как «дельца»: он готов жить «для самого труда». Однако больше нам ничего не известно. Здесь Гончаров намечает еще одну важную общественную тему: если Обломовы отходят в прошлое, то не очень ясно, чем будут заняты активные Штольцы, приходящие им на смену.
Еще один важный персонаж — Ольга Ильинская, умная, чуткая девушка, в которую взаимно влюбляется Обломов. Символом зарождающихся между ними чувств становится сиреневая ветка, и любовная линия героев переживает расцвет летом, а гаснет к зиме, в точном совпадении с календарным циклом. Главная тема взаимоотношений Обломова, Ольги и Штольца — поиск баланса между активностью и бездействием, явью и сном. Любовь к Ольге становится «топливом» для жизни Обломова. Чувство пробуждает его к жизни, вынуждает оставить привычный быт, перенесенный из родового имения Обломовка в Петербург. Вместе с тем любовь в душе Обломова постоянно борется со страхом.
Ольга сильнее Ильи. Она «лепит» его, как Пигмалион — скульптор из греческой мифологии, который влюбился в Галатэю, статую, которую сам и создал. Только «Галатеей» становится Обломов, который не хочет меняться. Ольга и Штольц — это «новая» жизнь, сила, будущее. Обломов же воплощает собой помещичий уклад, стабильный и размеренный, но стремительно устаревающий.
Именно внутренняя структура главных героев обусловливает развязку романа. Обломов женится на Агафье Пшеницыной, которая соотносится с представлениями об идеальной женщине-хозяйке, у них рождается сын Андрей, названный в честь Штольца. Ольга и Штольц также сочетаются браком и после смерти Обломова берут на воспитание маленького Андрюшу. Этот сюжетный поворот свидетельствует о надежде Гончарова на то, что активное и мечтательное начала непременно примирятся в новом поколении.
В романе есть и второстепенные герои: некоторые из них выполняют роль «статистов», например Волков и Алексеев, другие же, как ТарАнтьев, влияют на ход сюжета. Особняком стоит слуга Обломова Захар: он играет роль художественной детали, такого же атрибута старопомещичьего быта, как и старый халат главного героя.
О том, как понимать произведения разных эпох и находить в них символы и отсылки, мы рассказываем на нашем курсе «История русской литературы: от летописи до Бродского». Купите курс за 999 рублей или смотрите по подписке этот и еще 250+ курсов.