Найти в Дзене
СВОЙ ПСИХОЛОГ

Формирование личности - процесс длиною в жизнь.

Оглавление
Возрастные стадии развития личности
Возрастные стадии развития личности

Какой путь мы проходим в процессе формирования взрослой личности?

Когда и как приобретаем новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни?  - объясняет психолог Ирина Потоцкая.

В течение всего нашего пути, как в компьютерной игре, мы проживаем этапы, проходя которые, мы должны что-то сделать, запомнить, выучить. И после этого получаем возможность пройти дальше целыми и невредимыми, ведь у каждого этапа жизни человека есть свои цели и задачи.

От того, как мы решаем задачи жизненных этапов, зависит наше эмоциональное становление и взросление.

Одно неловкое движение — и мы “теряем жизнь”, начиная все сначала. Решение сложившихся проблем остается на потом, и мы складываем их груз в невидимый рюкзак за спиной, портя осанку и жизнь в целом.
Становление и взросление личности
Становление и взросление личности

Что же это за этапы такие и как их пройти успешно и безболезненно?

Давайте разберемся вместе:

1. Первый свой кризис человек проживает именно в момент рождения,

когда решается задача «Жизнь или смерть». Именно тогда и формируется интерес к жизни, а также способность не рассыпаться при неудачах.

2. Дальше, до 1,5 лет мы должны освоить фундаментальные для нас вещи:

желание жить, доверие к миру и собственная безопасность. Перед нами стоит задача убедиться в том, что мир безопасен и другие люди не опасны. Такое образом формируется базовое доверие.

Желание жить, доверие к миру и собственная безопасность
Желание жить, доверие к миру и собственная безопасность

3. Возраст трех лет сопровождается развитием силы воли для активных действий.

Если у ребенка сформировано ранее базовое доверие к миру, то это время действий и исследований; в этот период решается вопрос автономии и первых шагов по выходу из эмоциональной зависимости от взрослых.

Развитие силы воли для активных действий
Развитие силы воли для активных действий

4. С 6 лет активно формируется понимание «Я что-то делаю, и это приносит плоды», развиваются трудолюбие и инициативность.

Если ребенок получает достаточно поддержки и поощрения своей инициативности, то у него закладывается желание постоянно учиться и действовать. А если такой опыт недополучен, ребенок остается с ощущением неполноценности.

Развитие трудолюбия и инициативностьи
Развитие трудолюбия и инициативностьи

5. Подростковая ступень с 14 до 20 лет ставит задачу сформировать эго-идентичность через обретение новых ролей

(ученик, друг, старший брат, участник группы); отношения полов (противоположные системы ценностей); а также - сексуальную идентичность. Подросток бросает вызов родительским и общественным нормам и в то же время нуждается в безопасности, будучи похожим на сверстников.

Формирование эго-идентичности
Формирование эго-идентичности

6. Период с 20 до 25 лет прокладывает прочную дорогу к любви и близости.

Близость, как способность отдавать часть себя другому, не потеряв при этом собственную идентичность. Это время подумать о выборе партнера для дальнейшей жизни, перейти от изоляции к интимности, установить доверительные личные отношения.

Переход к близости без потери собственной идентичности
Переход к близости без потери собственной идентичности

7. Средний возраст (33-40 лет) заставляет задуматься над вопросом «А что дальше?»

и ставит перед нами задачу «Продуктивность или застой». Если задачи предыдущих этапов решены, то открывается потенциал оказывать помощь другим и решать социальные проблемы. В этот период происходит развитие идентичности и человек начинает видеть себя и свои ресурсы в более широких смыслах.

Потенциал оказывать помощь другим и решать социальные проблемы
Потенциал оказывать помощь другим и решать социальные проблемы

8. К 40-45 годам наступает кризис середины жизни человека, когда происходит ее переосмысление.

На этом этапе появляется задача переоценки ценностей и выстраивания новой жизненной стратегии.

Выстраивание новой жизненной стратегии.
Выстраивание новой жизненной стратегии.

9. В зрелом возрасте, ближе к 70 годам обычно происходит осознавание прожитой жизни

через вопрос: «Была ли это череда неудачных моментов и неиспользованных возможностей?». Это время присваивания себе мудрости и значимости жизненных достижений. Человек находится между интеграцией своего опыта и отчаянием и ему важно остаться на связи с реальностью.

Присваивание себе мудрости и значимости жизненных достижений
Присваивание себе мудрости и значимости жизненных достижений

Как мы видим, в игре под названием «Жизнь», много «уровней» и они достаточно увлекательны. Часто мы можем застревать на каком-то этапе и не осознавать, где именно и почему забуксовали и провалились, ощущая грусть, апатию, потерю энергии.

Если жизненный период уносит силы и не дает результата, если хочется идти вперед, а нагруженный проблемами вещмешок тянет назад и мешает достичь желаемой цели, важно не прятаться в ракушку собственных беспомощности и страхов, а обращаться к специалисту. Психолог вовремя распознает проблему и поможет разгрузить ваш походный рюкзак жизни. Тем самым облегчит ваш путь и поможет перейти на следующий этап этап жизни на качественно новом уровне.

Автор статьи - психолог Ирина Потоцкая

Потоцкая Ирина Яновна - клинический психолог, групповой психотерапевт, психотерапевт в модальности "Транзактный анализ". Член ЕАТА и РАТА.
Потоцкая Ирина Яновна - клинический психолог, групповой психотерапевт, психотерапевт в модальности "Транзактный анализ". Член ЕАТА и РАТА.

Источник: Центр СВОЙ ПСИХОЛОГ, статьи с рубрике "Возрастная психология"

Запись на консультацию:

Группа c элементами тренинга "Самооценка, Достоинство, Уверенность в себе - три кита зрелой личности"
Группа c элементами тренинга "Самооценка, Достоинство, Уверенность в себе - три кита зрелой личности"

В Центре СВОЙ ПСИХОЛОГ проходят индивидуальные консультации психолога и групповая психотерапия на тему:

Центр СВОЙ ПСИХОЛОГ - хороший психолог в Москве.